Кондакова Н.С., старший преподаватель кафедры САРиФ
Читинский государственный университет
г. Чита, Россия
В данной статье автор на материалах собственных исследований старается выяснить социальную дистанцию, существующую среди протестантов по отношению к другим религиозным организациям региона. Автор приходит к выводу, что наиболее важна для протестантов семейная сфера, в отношении остальных особых предпочтений нет.
Для многонационального и поликонфессионального региона крайне важна толерантность по отношению к тем религиозным и этническим группам с которыми мы вступаем во взаимодействие. Как известно мировой протестантизм мультикультурен, он включает в ряды своих последователей представителей различных национальностей и выступает за равенство всех перед богом. В Забайкалье поликонфессиональность сложилась традиционно и протестантские организации появляясь на данной территории попадали в многогранное этнокультурное поле, и, как известно сохраняли терпимость и достаточно успешно осваивались в сложившейся системе. Для нашего исследования важно современное отношение протестантов к тем религиозным традициям, которые существуют в регионе. Для выяснения уровня социальной дистанции использовались вопросы применяемые в шкале Богардуса. Как известно, наиболее важной сферой взаимодействия по его мнению является семья. В нашем исследовании был задан вопрос «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой религии», ответы на который показывают следующее: среди всех верующих 38,7% ответили «нет это неизбежно вызовет конфликты в семье», 7,3% ответили «нет, так как не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора религии», 4% ответили «нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же религиозной принадлежности, что и я», 2% «нет, так как не могу нарушить семейные традиции», 1,3% отметили два ответа «нет это неизбежно вызовет конфликты в семье» и «нет, так как не хочу, чтобы мои дети столкнулись с проблемой выбора религии». 14% ответили, что «религия супруга не имеет значения» и лишь 2,7% ответили «да, так как это обогатит наше духовное общение, и будет полезно для воспитания детей», кроме того 25,3% привели свой вариант ответа: «библия запрещает», «нет, так как подрывается собственная вера в единого», «желательно быть одной веры».
Интересно, что в двух случаях были отмечены некоторые условия вступления в брак: «возможно только с православием» в Новоапостольской церкви и «если он истинно верующий» у пятидесятников. На наш взгляд это указывает на то, что люди не окончательно утратили свою связь с религией из которой пришли в протестантизм, а именно с православием.
Таким образом, большинство опрошенных относятся к браку с представителями другой религии отрицательно, что показывает важность данной сферы для респондентов и нежелание допускать в нее не близких духовно людей. Однако это показывает и некую нетерпимость в отношении к представителям другой религии, не возможность близкого взаимодействия у людей различных религиозных традиций, что как правило приводи т к разладу в семье, когда один из супругов обращается в протестантскую веру, часто именно за это упрекают протестантские организации и называют их сектами. Некоторые протестантские религиозные организации более ревностно относятся к данной сфере отношений и не терпят никакого отступления от принятых догм, например Свидетели Иеговы….. однако к какой бы религиозной организации вы не принадлежали семейная сфера всегда попадает под влияние религии и большее внимание как правило уделяется ей. К примеру в ходе включенного наблюдения были отмечены такие случаи как: в церкви пятидесятников – после того как девушка вступила в данную религиозную организацию муж очень беспокоился о ней и постоянно посещал те собрания куда ходила она, для того, чтобы понять что ее там привлекает и не является ли данная организация сектой – он приходил на собрания; в организации Свидетели Иеговы – когда муж одной из верующих отошел от данной организации на него был возложен запрет общения, т.е. члены данной организации не имели права с ним разговаривать и соответственно жена тоже, кроме того с ней проводились постоянные профилактические беседы, наставления и уделялось особо пристальное внимание [Материалы получены в ходе включенного наблюдения автора в религиозных организациях «Спасение в Иисусе» и «Свидетели Иеговы» в г. Чите].
Следующий вопрос определяет опять же достаточно личную сферу отношений, однако, все же удаленных от семьи – это дружба. На вопрос «Считаете ли вы для себя возможным вхождение в круг ваших друзей представителей других религиозных убеждений» были приведены следующие ответы: 64,7% среди всех опрошенных ответили «да я допускаю такую возможность», 30% ответили «при выборе друзей религия не имеет для меня принципиального значения» и лишь 4% «исключают такую возможность». Таким образом, сфера дружеского общения и дружеских интересов не является не имеет столь сакрального значения как семья и поэтому большая часть респондентов готовы вступать в дружеские отношения с представителями других религиозных убеждений.
Следующие выделенные Богардусом категории получили примерно одинаковое распределение ответов. На вопрос «Как бы вы отнеслись к тому. Чтобы Вашим коллегой стал представитель другой религии» ответы распределились следующим образом: 56,7% всех опрошенных ответили «положительно», 34% отметили, что «мне все равно» и 6% ответили «отрицательно». На вопрос «Как бы вы отнеслись к тому что. Вашим соседом стал представитель другой религии»: 54,7% ответили «положительно», 38,7% высказали мнение «мне все равно» и 4% отметили «отрицательно».
Такие положения как гражданин моей страны и интурист получили полную поддержку.
Таким образом, из приведенного выше анализа видно, что наиболее значимой является сфера личного интимного, а именно – семья, поскольку именно там создается духовный климат личности, формируются ее основные качества, сохраняются традиции. Лояльное отношение ко всем остальным категориям показывает не только толерантность протестантов, но взаимодействие с представителями других религиозных убеждений позволяет распространять свое вероучение на другие группы, тем самым привлекая их в ряды той или иной организации.
Библиографическая ссылка
Кондакова Н.С. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
ПРОТЕСТАНТОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5375 (дата обращения: 15.01.2025).