Заочные электронные конференции
 
     
Проблема становления и развития среднего профессионального образования в малом городе
Костенко А.Ф.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Проблема становления и развития среднего профессионального образования

в малом городе

А.Ф.Костенко,

руководитель по научной и инновационной деятельности

ФГОУ СПО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»,

профессор РАЕ

Problem of formation and development of average vocational training

In a small city

A.F.Kostenko,

The head on scientific and innovative activity

FGOU СПО «Borisoglebsky agricultural technical school»,

professor РАЕ

Предлагаемая статья является частью готовящейся монографии «Проблемы становления и развития среднего профессионального образования в малом городе (на примере г. Борисоглебска Воронежской обл.).

Система среднего профессионального образования России отметила свой 307-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответы на волнующие их вопросы: что делать и как делать?

Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разных типах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и для современности.

Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории среднего профессионального образования, как явления педагогического, не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное обеспечение профессиональной подготовки.

Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.

Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.

Сейчас происходит изменение структуры подготовки специалистов среднего звена. Если ранее действовала тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в последнее время прием на технические специальности увеличился на 37% (1).

В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характер взаимоотношений.

Целью данной работы является проведение исторического анализа системы среднего профессионального образования с конца Х1Х века по сегодняшний день. Исходя из поставленной цели данной работы, можно выделить следующие задачи исследования:

  • анализ истории развития среднего профессионального образования России;

  • анализ современного состояния системы среднего профессионального образования;

  • выделить проблемы и перспективы развития системы среднего профессионального образования в России;

  • исследовать изменения функций среднего профессионального образования на примере малого города.

Объектом исследования является история развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации и малом городе.

Предметом исследования – влияние развития среднего профессионального образования на совершенствование научной подготовки выпускников средне-профессиональных учебных заведений.

Методы исследования – анализ источников и литературы по проблемам развития системы среднего профессионального образования в России.

Теоретико-методологической базой данной работы явились концептуальные разработки отечественных ученых в области педагогики, социологии и экономики, занимающихся проблемой истории развития и совершенствования системы среднего профессионального образования в России. Среди большого количества работ на данную тему, хотелось бы выделить несколько в большей степени связанные с исследуемой проблемой, и в частности ( В.М.Голованов, В.Д.Пурин, И.В.Балицкая, Л.В.Волосович, В.Н.Шакунов и др.).

Эмпирической базой исследования явились результаты статистических данных, официальные документы учреждений среднего профессионального образования города Борисоглебска Воронежской области. Для сравнительного анализа использовались так же фактологические данные, приведенные в научной и публицистической литературе.

В заключение работы, на основании результатов анализа и оценки выделены предложения по осуществлению мер, направленных на совершенствование функционирования и развития системы среднего профессионального образования.

Глобальные процессы модернизации в сфере образования затронули в последние годы и те уголки планеты, которые совсем недавно считались «заповедниками» традиционализма.

Вовлеченные в глобальные процессы государства-«заповедники» пытаются провести своеобразную сверку своих национальных систем образования на мировых часах. Процессы, аналогичные Болонскому, сейчас происходят и в Азии.

С недавнего времени постепенно, и российская система образования переходит на двухуровневую систему. В стране появились новые типы образовательных учреждений СПО – колледжи, более высокая ступень подготовки специалистов среднего звена.

Исследуя проблему профессионального образования в малом городе, автор приходит к выводу, что данная система получила дальнейшее развитие. В 20-60-е годы ХХ века в городе Борисоглебске, как и по всей стране, сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения.

Положительной стороной данной системы профессионального образования можно считать фундаментальную практическую подготовку по выбранной профессии (специальности), включающую учебную и производственную практику в ПТУ; учебную, технологическую и преддипломную практику- в средних и высших Образовательных учреждениях.

Однако к началу 90-х годов ХХ века диверсификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменению их структуры.

В заключение работы, на основании результатов анализа и оценки выделены предложения по осуществлению мер, направленных на совершенствование функционирования и развития системы среднего профессионального образования в свете национального проекта «Образование» и новых направлений по модернизации образовательных учреждений.

Таким образом, явление среднего профессионального образования носит общемировой глобальный характер. Несмотря на характерные национальные и социально-экономические особенности разных типов образовательных учреждений такого формата, в них – особенно с точки зрения педагогики, организации – гораздо больше сходства, чем различий.

Источники и литература

  1. Костенко А.Ф. Кузница кадров для села. Краткая история Борисоглебского сельскохозяйственного техникума. 1930-2005 гг., г. Борисоглебск.2005

  2. «Голос пахаря»/ Борисоглебский Окрисполком. № 147(881) 20 декабря 1929 г.

  3. Книга распоряжений и приказов по Борисоглебскому техникуму механизации сельского хозяйства. 1930-1936 гг. Распоряжение № 1 от 15 января 1930 г.

  4. Указанная книга Л.- 41

  5. Томас Мор. Изб. соч. М.Наука, 1978

  6. Книга Приказов и распоряжений по Борисоглебскому техникуму механизации сельского хозяйства. 1936-1939 гг. Л.- 60

  7. Борисоглебский техникум информатики вычислительной техники. http://btivt.con/inf

  8. Борисоглебский медицинский колледж. http://firm40620071029.htm

  9. Книга Приказов и распоряжений по Борисоглебскому техникуму механизации сельского хозяйства. 1938г. Л.- 311

  10. Указанная книга. Л. – 326

  11. Книга Приказов и распоряжений по Борисоглебскому техникуму механизации сельского хозяйства. 1939 г. Л.- 146

  12. Голованов В.М. Очерки истории советской школы (1917-1991 гг.)– Борисоглебск, 2008.

  13. Книга Приказов и распоряжений по Борисоглебскому техникуму механизации сельского хозяйства. 1945-1946 гг. Л.- 75

  14. Указанная книга. Л.- 13-14.

  15. Указанная книга. Л. – 38-39.

  16. Указанная книга. Л. – 47.

  17. Народное хозяйство СССР. 1922-1972 гг. Юбилейный статистический сборник.

  18. Сельское хозяйство СССР. Статистический сборник. 1960.

  19. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов, т.4, 1953-1957 гг.

  20. История Коммунистической партии Советского Союза. В 6-и томах. Т.5, кн.2-я. 1980 г.

  21. Борисоглебский индустриальный техникум http://borindtex.narod.ru

  22. Костенко А.Ф. Историко-методологические основы проблемы становления и развития среднего профессионального образования/А.Ф.Костенко//Международный научно-теоретический журнал.-2009 № 1.-С.89-98.

  23. Костенко А.Ф. Проблема становления и развития среднего профессионального образования в малом городе (20-60-е годы ХХ века)/Актуальные проблемы регионоведения. Сб. статей. г.Борисоглебск 2009. С.23-31.

3

Библиографическая ссылка

Костенко А.Ф. Проблема становления и развития среднего профессионального образования в малом городе // Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования .
URL: http://econf.rae.ru/article/5521 (дата обращения: 28.10.2021).



Сертификат Получить сертификат