Использование метеорологической информации для обеспечения безопасности функционирования авиационных формирований.
\r\n
Безопасность и эффективность функционирования авиационных формирований (назовем так авиационные отряды, эскадрильи гражданской, транспортной и военной авиации) находятся в существенной зависимости от неуправляемых метеорологических факторов. Отличительная особенность этих формирований заключается в том, что повышение ресурсной оснащенности и технического уровня, увеличение масштабов и возможностей их функционирования приводят не к снижению, а к увеличению значимости проблемы учета погодных условий в процессе принятия решений при наличии метеорологической неопределенности. Вместе с этим, традиционная методология метеорологического обеспечения авиации неоправданно идеализирует процессы влияния характеристик погоды на безопасность и эффективность функционирования авиационных формирований (далее АФ), «очищая» их от влияния метеорологических факторов путем осреднения значений различных показателей и нормативов по погодным ситуациям. Однозначное их фиксирование при планировании и анализе равносильно предположению о точности предвидения одной из возможных реализаций погодных условий в момент принятия решений. Данный факт совершенно исключает из поля зрения проблему повышения качества метеорологического обеспечения и заметно снижает роль указанной методологии в построении адекватного механизма управления.
Анализ метеорологических прогнозов показывает, что разрабатываются они в настоящее время в основном без учета специфики функционирования АФ и относятся к прогнозам общего назначения. Качество метеорологического обеспечения при этом определяется степенью близости прогнозов погоды к идеальным.
Именно на повышение этой близости традиционно направлены усилия авторов разрабатываемых прогностических методов. Разумеется, разработка идеальных прогнозов погодных условий и знание точного механизма воздействия этих условий на функционирование АФ, обеспечили бы потребности в метеорологической информации лицо, принимающее решение (далее ЛПР), в полном объеме. Однако, как известно, регулярное составление идеальных прогнозов погоды невозможно, а проведение исследований, направленных на увеличение качества разрабатываемых прогнозов, является сложным и дорогостоящим процессом. С другой стороны, авторами ряда работ доказано, что повышение качества метеорологического обеспечения связано не только с увеличением успешности прогнозов погоды общего назначения, но и с улучшением методики использования метеорологической информации ЛПР. По этой причине все больше внимание исследователей уделяется вопросам оптимизации использования метеорологической информации с целью повышения эффективности функционирования метеозависимых АФ.
Существующие алгоритмы оптимального использования метеорологической информации, основанные на исследовании операций, в ряде случаев требуют существенной модификации. Особенно отчетливо это прослеживается при поэтапном принятии решений. Поэтому проблема оптимизации метеорологического обеспечения поэтапного функционирования АФ в настоящее время остается актуальной.
Для ее решения необходимо выполнение следующих задач:
Проведение анализа методов оптимизации использования метеорологической информации при управлении АФ для определения возможности повышения качества их применения в процессе принятия решений.
Разработка методики оптимизации использования метеорологической информации при управлении метеозависимыми АФ, основанной на синтезе методов математического программирования и статистических данных об адекватности используемой метеорологической информации принимаемым решениям.
Построение оптимизационных моделей использования метеорологической информации.
Совершенствование методов прогнозов погоды, применение которых обеспечивает эффективное уменьшение метеорологической неопределенности.
Постановка и проведение численного эксперимента по апробированию построенных моделей путем оценки потенциальной эффективности их применения в процессе принятия решений при управлении метеозависимыми АФ.
Для решения этих задач необходимо использовать методы системного анализа, теории управления, статистического анализа и исследования операций, физики атмосферы.
Таким образом, предоставленный анализ современных тенденций решения рассмотренной проблемы, указывает на актуальность проведения исследований, направленных на уменьшение метеорологической неопределенности и построение эффективных методик оптимизации использования метеорологической информации при управлении метеозависимыми АФ в целях их безопасной эксплуатации.
Библиографическая ссылка
Рапуто А.Г. Анализ темы "пейзаж" живописных произведений с помощью логико-смысловых моделей В. Штейнберга и концепт-карт Д. Новака // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5660 (дата обращения: 23.11.2024).