Заочные электронные конференции
 
     
НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дьякова М.Б.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дьякова М.Б.

Восточно-Сибирская государственная академия образования

Иркутск, Россия

Вопросы экологизации школьного образования уже давно обсуждаются и учёными: дидактами, психологами, методистами и учителями-практиками, однако решённым вопрос до сих пор назвать нельзя. Это можно объяснить целым рядом причин, в том числе и его многоаспектностью, требующей системного подхода, который нельзя свести только к рассмотрению проблем охраны природы, что ещё нередко встречается в школьной практике.

Экология, первоначально, наука об отношениях, существующих в природе. Отношения эти далеко не однозначны, поэтому рассмотрение их преимущественно как негативных результатов антропогенного воздействия на природу в целях воспитания у населения, в том числе детского, бережного отношения к природе является весьма важным, но не всегда корректным.

Представляется, что вопрос об экологизации образования, исходя из приведённого определения, можно рассматривать более широко, так как в основе учебно-воспитательного процесса всегда лежат отношения, прежде всего можно акцентировать отношения «человек - информация» и «человек - человек».

В связи с этим можно назвать несколько направлений экологизации школьного образования, в том числе химического: от предметного (локального) до управленческого (управление учебным процессом с позиций закономерностей экологии).

Если говорить о направлении предметном, то это, прежде всего, введение ряда экологических понятий в содержание школьного курса химии. Достаточно подробно рассмотрены эти вопросы в работах В.М. Назаренко, которая особое значение, в этой связи, придаёт формированию понятий о биогеохимических круговоротах химических элементов. Вопросы охраны природы целесообразно рассматривать с позиций влияния (часто негативного) антропогенных факторов на круговороты химических элементов.

Следующим направлением (управленческим) можно считать организацию учебного процесса по химии с позиций некоторых закономерностей экологии. В основе этого направления могут лежать представления О.Дункана и Л.Шноре об экологическом комплексе. В этом случае объект внимания – адаптационные процессы в педагогической образовательной среде, адаптация школьников может быть рассмотрена в связи с этим в двух аспектах.

Первый связан с адаптацией к учебному предмету «химия»: формирование мотивов её изучения, специальное формирование способов деятельности, характерных для данной области знания.

Второй связан с тем, что общеобразовательная школа должна создать субъектов познания, преадаптированных для продолжения образования в средних и высших специальных учебных заведениях, которые создают выпускников, преадаптированных к поствузовскому образованию. Таким образом, преадаптация может рассматриваться как основа будущей оптимальной адаптированности субъектов познания к постоянному самообразованию, в данном случае, в области химии.

В соответствии с этим принимаем положение о том, что все области знания связаны с изучением законов развития либо общества, либо природы. На «пересечении» их есть область знания, изучающая человека во всех проявлениях его индивидуальности - «человекознание». В связи с этим естественные дисциплины рассматриваются не только как учебные предметы о природе в целом, но и как учебные предметы о закономерностях функционирования организма человека. Их значение состоит как в фактологическом содержании, так и в формировании универсальных закономерностей, которые могут быть распространены и на организацию учебной (познавательной в целом) деятельности. В дидактическом «эквиваленте» область «человекознание» может быть представлена комплексом естественно-общественных учебных предметов. Учебных предметов, изучающих, в том числе, деятельность, ее структуру.

Социальный статус естественных дисциплин, в частности, химии в связи с этим может быть рассмотрен с различных позиций. Например, следует отметить их вклад в обучение процессам саморегуляции – это следующее, «промежуточное», направление экологизации школьного химического образования.

Саморегуляция, как центральное звено учебного процесса, позволит стрессовые состояния не доводить до дистресса, а сделать их продуктивными. В итоге это должно привести к повышению адаптационных возможностей человека как субъекта познания.

Таким образом, изучение химии должно быть экологизированным не только с более «узких» позиций – межпредметных связей химии и экологии, но с позиций понимания экологии в самом общем смысле - метапредмет о системах природных и социальных и отношениях внутри и между ними, с учётом роли и возможностей химии в этих отношениях.

2

Библиографическая ссылка

Дьякова М.Б. НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Экология и современное образование .
URL: http://econf.rae.ru/article/5687 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат