ПРИМЕНЕНИЕ БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
В связи с модернизацией российской системы образования и переходом на многоуровневую систему образования нами было предложено апробировать бально-рейтинговую систему оценки школьников. Данная система оценки предполагается школьникам на занятиях по дисциплине “Химия”.
Школьная химия, пожалуй, единственная разновидность этой науки, с которой сталкивается каждый человек – вне зависимости от того, привлекают его естественнонаучные дисциплины или гуманитарные. Конечно, с усиленным внедрением дифференциального образования в современной школе происходит дифференциация и химии как школьного предмета [1]. В гуманитарных классах учебные планы уделяют всё меньше внимания теоретическим основам, порой сводя химию к набору фактов. Дисциплина “Химия” изучается в 8-11 классах учащимися школ.
Таблица. Распределение часов по дисциплине “Химия” (автор О.С. Габриелян)
Класс
Всего на занятия
В неделю
Зачёт
Итого
8
68 часов
2 часа
1 час
69 часов
9
68 часов
2 часа
1 час
69 часов
10 (с/э)
34 часа
1 час
1 час
35 часов
11 (с/э)
34 часа
1 час
1 час
35 часов
11 (х/б)
102 часа
3 часа
1 час
103 часа
По результатам обучения ученик получает дифференцированный зачёт («5», «4», «3»), который выставляется в сводную ведомость (журнал).
Для получения зачёта по дисциплине предлагается балльная система оценивания работы ученика. Бальная система оценки основана на следующих принципах:
1. Предлагаемая система оценки используется наряду с пятибальной шкалой оценивания;
2. Оценивание учебной деятельности учащихся происходит регулярно, после изучения каждого блока тем;
3. Положения бально-рейтинговой системы должны быть известны и понятны ученику;
4. Оценивание исходит из общих критериев, независимо от личностного отношения учителя к ученику;
5. С целью поощрения инициативы учащихся используются дополнительные баллы.
Содержание курса учебной дисциплины разделено на 7 блоков тем. По каждому блоку ученики набирают определённое количество баллов. Ученики получают обязательные и дополнительные баллы (для примера рассмотрим 8 класс):
А) ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ - ученик получает за выполнение основных (обязательных) видов деятельности (см. табл.);
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
№
п/п
Наименование работы
Баллы за единицу
Количество работ
Максимальное количество баллов
1.
Посещение занятий*
1 балл
68 занятий
68
2.
Конспектирование по блокам тем
2 балла - наличие полного конспекта по всем темам блока;
1 балл - неполный конспект
7 блоков тем
7-14
3.
Практическая работа
1 балл
8 п/р
1-8
4.
Контрольная работа
3 балла - отличная работа;
2 балла - работа выполнена хорошо;
1 балл - работа с ошибками
5 к/р
5-15
*- пропуски по уважительной причине ученик может отработать во внеурочное время с согласия учителя или получить дополнительные баллы.
Б) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ - ученик получает за необязательные виды деятельности.
2) За выполнение обязательного задания позже установленного срока;
3) За невыполнение обязательного задания для самостоятельной работы.
Для допуска к зачёту студенту необходимо набрать в сумме более 45 баллов.
Сумма баллов для получения дифференцированного зачёта:
“3″- удовлетворительно
“4″ - хорошо
“5″ - отлично
45
65
80
Применение балльно-рейтинговой системы оценки учеников по дисциплине “Химия”, не смотря на объёмность и сложность предварительных расчётов, показывает следующие положительные результаты: повышается мотивация учеников к активной и систематической работе; упорядочивается система контроля знаний, умений и навыков, приобретаемых учениками; ученик и родители получают возможность получать информацию о качестве и результативности обучения, о персональных достижениях; оценка по дисциплине становится более объективной и прозрачной; ученики получают возможность выполнять творческие и исследовательские работы.
Литература
[1]. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. М., Прогресс, 1988.
Библиографическая ссылка
Кабалоев З.В.,Хадарцева А.Б.
ПРИМЕНЕНИЕ БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ» // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5690 (дата обращения: 23.11.2024).