студентов в средних специальных учебных заведениях
А.В. Керимова
В последние годы возросший интерес к проблеме адаптации детей, подростков и юношей в социуме был реализован в серии работ педагогов и психологов.
Следует отметить, что адаптация студентов средних специальных учебных заведений в первый год обучения имеет общие характеристики с адаптацией старшеклассников, когда изменяется социальное окружение (новый состав класса, новые учителя и система деятельности на новой ступени образования).
Подростковый возраст имеет исключительно важную роль в становлении личности. Таким образом, главной задачей подростково - юношеского возраста является вхождение его в общество, т.е. социализация. Успех этого вхождения в значительной степени зависит от уровня его социальной адаптации. Отмечается, что успешная социальная адаптация личности не может быть обеспечена, пока не будут решены проблемы общения, самоопределения, конфликтности, ценностного ориентирования, познавательной активности.
И.В. Дубровина, И.С. Кон и другие считают, что в юношеском возрасте формируется готовность войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, занять в ней приемлемое место. То есть, важным является процесс самоопределения личности. Выделяются следующие компоненты самоопределения - развитость потребностей, обеспечивающих внутреннее содержание личности (установки, ценностные ориентации); самосознание личности, как результат развития и осознания потребностей, интересов и способностей.
В этот период бурно развиваются рефлексивные процессы. Благодаря этому закрепляется и совершенствуется мотивационная сфера. Для эффективной адаптации должны развиваться способности к самоопределению, самореализации и саморегуляции, так как у них формируется и развивается отношение к деятельности, к профессии как к ценности.
Важным моментом решения проблемы адаптации в юношеском возрасте является формирование и развитие их ценностных ориентации.
Проблема ценностных ориентации личности в современной педагогике, психологии и аксиологии является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что «в период радикальных изменений в обществе резко обостряются противоречия смены приоритетов прошлого, настоящего и будущего.
В исследованиях В.И. Утенкова, В.И. Овсянникова изучались ценностные ориентации юношеского возраста, которые необходимо учитывать при проведении адаптивных мероприятий. Авторы указывают, что такие необходимые составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т.п., заметно потеряли в своем значении, уступив верхние ступени иерархии ценностей самореализации, материальной обеспеченности и семье.
В научной литературе отмечается, что в первые недели обучения в колледже у части студентов, как правило, происходит «социально-педагогический шок», потому что вхождение в новую среду, новые условия жизнедеятельности сопровождается неприятными чувствами (потеря школьных друзей, разлука сельских студентов с родителями, потеря статуса школьника, удивление и дискомфорт при осознании различий между школой и колледжем и т.п.), изменения в ценностных ориентациях. Симптомы шока проявляются в неуверенности в себе, тревожности, бессонице, депрессии. При благоприятных условиях вхождения в новую среду и новые условия жизнедеятельности студент проходит цикл «стресс - адаптация - личностный рост». В юношеском возрасте идет активный процесс познания окружающего мира.
Поэтому сильное влияние на адаптацию оказывает познавательная активность студентов при овладении будущей профессией, наличие интереса к ней.
Студенты приходят в колледж с разной степенью готовности включения в новый режим работы. Больше половины студентов, как показывает анализ литературы, испытывают трудности в учебе, что объясняется не только низким уровнем знаний, но и невысоким уровнем развития интеллектуальных познавательный умений.
Проблема адаптации студентов, имеющих существенные пробелы в знаниях и учебных навыках, обстоятельно рассматривается и в работе Г.Л. Жданова. Основное внимание, по мнению автора, должно быть направлено на применение организационно-дидактических средств, позволяющих достичь успеха в формировании недостающих знаний и навыков. Выработка самоконтроля, планирования и рациональной организации учебной деятельности имеют немаловажное значение для студента. Организация учебного труда студентов с установкой на успех способствует развитию уверенности в своих силах.
Таким образом, проведенные Г.П. Ждановым исследования показали, что адаптация первокурсника тесно связана с его учебными успехами.
Уровень развития познавательной активности, как отмечается в различных исследованиях, тесно связан с коммуникативными умениями, с навыком общения.
Общение, как деятельность, играет важную роль во всех видах деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием познания, выработки системы ценностей. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие, поскольку оно осуществляется между несколькими субъектами. Это значит, что общение есть практическая активность субъекта, направленная на других субъектов и не превращающая их в объекты, а, напротив, ориентирующаяся на них как на субъектов. Следовательно, общение, как подчеркивают исследователи, является одним из важнейших факторов адаптации. Немаловажную роль в адаптации играет система межличностных отношений.
Юношеский возраст - это возраст общения. Именно через общение они получают информацию о других и о себе, что помогает самоутверждению. Поэтому проблемы первого года обучения не исчерпываются трудностями только учебной деятельности студента. Вторую группу трудностей составляет вхождение в новую среду и новый коллектив через общение. Социальная адаптация затрагивает взаимодействие студентов с новой средой; межличностные отношения внутри учебной группы, общение со студентами других курсов, отношения с преподавателями, новая обстановка, быт и т.п.
Трудности в общении обуславливаются еще и тем, что на начальном периоде обучения педагоги плохо знают своих учеников. Очень важный с точки зрения адаптации, коммуникативный фактор; умение кураторов устанавливать контакты с родителями.
Отношения «родители - педагоги» особенно важны для иногородних студентов. Родители, проявляя большой интерес к учебным делам своих детей и выражая тревогу по поводу неудач или появлению каких-то осложнений, обращаются к кураторам, педагогам. Эта заинтересованность, поддерживаемая педагогами, подтверждает, насколько важны хорошие взаимоотношения между родителями и педагогами. Уметь общаться зависит от индивидуальных особенностей личности. Учеными отмечается, что образование устойчивых профессиональных интересов, намерений, склонностей может обуславливаться различными внутренними факторами - особенностями характера, темперамента, сложившимся опытом и др. В некоторых средних профессиональных учебных заведениях разрабатывались программы развития профессионально важных качеств студентов, что служило становлению мотивации, приводившей к успешности адаптации, вводился специальный курс:
«Диагностика и развитие профессионально важных качеств», где предусмотрено несколько этапов формирования профессиональных качеств студентов:
определение профессионально важных качеств исходя из специфических требований, предъявляемых профессией к личностным качествам: психологическим, деловым, моральным, физическому здоровью;
диагностика наличия (или отсутствия) профессионально важных качеств у будущих специалистов с использованием различных психодиагностических методик;
развитие профессионально важных качеств с использованием развивающих методик, с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Отмечается тенденция, что на развитие и укрепление мотивации к избранной профессии играет раннее вхождение студентов в профессиональное пространство.
Поэтому многие исследователи связывают адаптацию в средних специальных учебных заведениях с широким вхождением в практику будущей профессии.
На первых курсах обучения по мере приобретения знаний, умений, навыков находит свое разрешение свойственное юношескому возрасту противоречие между наличием острой потребности индивида к самоопределению и отсутствием необходимых умений, навыков для ее реализации. Исследования особенностей самоопределения в ходе обучения и воспитания свидетельствуют о том, что эффективность процесса вхождения в профессию определяется, с одной стороны, активным овладением личностью профессиональными знаниями, умениями, навыками, а, с другой стороны, - мотивами, установками, ценностными ориентациями обучающегося на учебно-профессиональную деятельность, а также уровнем идентификации с социальной средой. Поэтому трудность для адаптации представляет противоречие между представлением о себе как о будущем профессионале и субъективной эталонной моделью идеального профессионала. Оно возникает по причине не вполне адекватного представления молодого человека о профессии, а также отсутствием возможности проверить себя с точки зрения профессиональной пригодности.
Таким образом, особенностями адаптации студентов в средних специальных учебных заведениях являются:
несформированность ценностной системы личности;
слабая развитость познавательной активности;
несформированные, в достаточной мере, коммуникативные умения и навыки общения;
слабая мотивация к избранной профессии;
зависимость от индивидуальных особенностей личности.
Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, повышению мотивации учебной деятельности, путем введения в пространство будущей профессии по совершенствованию коммуникативной компетентности и навыков поведения в конфликтных ситуациях. В конечном счете, необходима выработка стратегии адаптации. Для решения этих задач следует проводить индивидуальные консультации, групповые социально-психологические или коррекционные тренинги.
Список литературы
1. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1991.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
4. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций // Научные редакторы: Н.К.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997, Гл.
6. Жданов Р.Л. Общие и социально- психологические особенности периода адаптации первокурсника. Специалист, 1993, -№ 10ж.
6
Библиографическая ссылка
Керимова А.В. Психолого-педагогические особенности адаптации студентов в средних специальных учебных заведениях
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5712 (дата обращения: 23.12.2024).