Заочные электронные конференции
 
     
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Лазутина Д.В, Крейда И.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Лазутина Д.В, Крейда И.И., Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права

Эффективная налоговая политика является одним из основных условий динамичного развития экономики России. А выработка четких и эффективных инструментов налоговой политики и налогового регулирования, способных минимизировать налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования государственного сектора и частный бизнес является необходимым в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса.

За последние несколько лет в налоговое законодательство было внесено ряд изменений, которые принесли положительные результаты. К примеру: снижение налогового бремени за счет уменьшения до 20% ставки налога на прибыль организаций, увеличение «амортизационной премии», расширение возможностей по применению специальных налоговых режимов и т.д.

Но российской налоговой системе, по-прежнему, присущи определенные недостатки. Во-первых, значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, и возникновение множества налоговых споров.

В первую очередь это связано с нестабильностью налогового законодательства, которое является крайне запутанным и неоднозначным в плане процедур налогообложения. Так же, крайне сильно «под­законное» нормативное правовое регулирование, которое зачастую вступает в прямое противоречие с нормами Налогового кодекса РФ. За последние годы заметно ухудшилось и качество подготовки налоговых законов. Часты примеры внесения изменений и дополнений в не­давно принятые налоговые законы, что свидетельствует о спешке при их под­готовке, недостаточной юридической и содержательной проработке проектов. Со­временная российская правовая система не должна быть подвержена быстрым и многочисленным изменениям. Именно стабильность является неотъемлемым качеством права.

Во-вторых, ярким недостатком является фискальная направленность налоговой политики (при этом роль регулирующей и социальной функции налогов принижена) и недостаточное использование налоговых меха­низмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпри­нимательской активности, расширения производства.

В-третьих, несовершенство налогового администрирования[1,3].

Для устранения данных недостатков, а также для эффективной налоговой системы разрабатываются основные направления налоговой политики.

Налоговая политика на 2011-2013гг., с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в РФ, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе[2].

Следует обратить внимание на ряд значимых мер, которые предполагается осуществить. В рамках стимулирования инновационной деятельности, к примеру, предусматривается:

  1. снижение до 2015 г, а для отдельных категорий плательщиков до 2020 г, совокупной ставки страховых взносов до 14% процентов в пределах страхуемого годового заработка /уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета;

  2. освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

  3. создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включая создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок;

  4. совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях и др.

Совершенствование налогового администрирования прежде всего необходимо для повышения ответственности бизнеса при выполнении обязанности по уплате налогов, а также пресечения уклонения от налогов. В связи с этим в период 2011 - 2013 годов предусматривается осуществление следующих мер:

  1. упорядочение осуществления налоговыми органами контроля исполнения кредитными организациями, иными платежными агентами обязанностей по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;

  2. улучшение качества и обеспечение действенности налогового контроля, в том числе в отношении крупного бизнеса, российских, иностранных организаций;

  3. урегулирование в Кодексе порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных средств;

  4. совершенствование положений Кодекса о зачете, возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов, а также об уточнении налоговых платежей;

  5. совершенствование порядка досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и другими участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

  6. совершенствование информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами;

  7. расширение и повышение результативности взаимодействия российских налоговых органов с налоговыми органами иностранных государств, для целей налогового контроля[3].

Так или иначе, основные направления налоговой политики не являются нормативно правовым актом. Это лишь основания для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. На практике лишь в 2013 г. можно будет сделать выводы о действенности данных положений, а также непосредственно органов государственной власти, которым доверена их реализация.

Литература

1. Исаков В.Б. – Налоговая политика и пути выхода из кризиса.- М.: Наука, 320с.

2. Налоговая политика РФ в 2011-2013 гг.// Прайм-тасс: Сайт – Режим доступа: http://www.prime-tass.ru/news/0/%7BEED84D06-5EC3-483C-AA0F-BEF57290B859%7D.uif

3. Основные направления налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый 2012 и 2013 годов//Консультант Плюс: Сайт – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=105756

Библиографическая ссылка

Лазутина Д.В, Крейда И.И. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД // II Всероссийская заочная электронная научная конференция «Проблемы учета, анализа, аудита и налогообложения».
URL: http://econf.rae.ru/article/5932 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат