ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН Ф. СЫЧКОВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изобразительное искусство по своему образному, художественному содержанию всегда привлекало и зачаровывало вниманием и взрослого человека, и ребенка. Оно рассматривается как особый вид человеческой деятельности, которая опосредовано отражает реальную действительность и способствует формированию интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных возможностей личности.
Произведения изобразительного искусства, богатые идейным содержанием и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различать, оценивать красоту созданного образа не только в искусстве, но и в природе, бытовой деятельности человека.
Основная сильная сторона произведения изобразительного искусства, созданного художником, в его композиционном построении. Именно композиция предопределяет в произведении все, вплоть до техники, линии, штриха, мазка. Показать возможности изобразительной грамоты, манеру исполнения художника, графические возможности рисунка или другого вида искусства можно только посредством композиции.
Детям дошкольного возраста необходимо освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка: научится располагать предметы - изображение на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном пространстве.
Живописное произведение искусства воссоздает все богатство и многообразие реального и фантастического мира. По широте охвата жизни живопись всегда стоит на первом месте. На холсте, на бумаге средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
Всю красоту художественного образа, переданного живописцем, ребенок дошкольного возраста стремиться в процессе рисования переложить на лист бумаги. Рисование, как вид детского изобразительного творчества, пробуждает не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которые проявляются в поступках и поведении ребенка, в отношении к окружающему миру. Рисование формирует и интерес к окружающим объектам. Отражая действительность в художественных образах, которые воздействуют на сознание и чувства детей, произведения изобразительного искусства воспитывают в них определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познать окружение, давая возможность ребенку воплотить в рисунке свои замыслы, впечатления.
Следовательно, изобразительное искусство, а в частности живопись, раскрывает богатство и разнообразие красот окружающего мира, форм движений, с его помощью дети дошкольного возраста знакомятся с новыми для них предметами и явлениями природы, проникаются высокими идеями.
Дети старшего дошкольного возраста способны выразить свои впечатления от встречи с живописью доступными средствами, которые они смогли отыскать в картине художника. В работах детей проявляется желание передать землю и небо разнообразными оттенками голубого и зеленого цветов, выделить ярко и крупно предметы первого плана, изобразить деревья в движении, передать характерные архитектурные детали, вводя узорную кладку камня или передавая деревенскую резьбу. Создавая в рисунке жизненные явления, ребенок опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектом и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними.
Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с детьми дошкольного возраста обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Картины показывают детям такие стороны жизни людей и природу, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях. Рассматривание картин известных художников способствует развитию эстетического вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее осталось не замеченным, пробуждает желание и развивает умение детей рассказывать об этой красоте, посмотреть на нее еще раз, уже в жизни.
К таким картинам можно отнести работы известного мордовского художника Федота Сычкова. Его картины «На базаре», «Эрзянка», «Катание с гор», «У изгороди», «Астры», «Праздник урожая», «Трудный переход», «Молодая» и многие другие знакомы детям.
Творческая судьба Федота Сычкова «первого и главного мордовского живописца» необычна во многом. Рожденный в бедной крестьянской семье из села Кочелаевка Ковылкинского района Республика Мордовия (ранее – Пензенской губернии), воспитанный неграмотными родителями, Сычков получил лучшее художественное образование, возможное в России на рубеже XIX-XХ веков. Окончив мастерскую батальной живописи в Академии художеств, художник обратился к бытовому жанру, не изменяя ему на протяжении всего творческого пути. Его учителями были первоначально, в школе Общества поощрения художников К. В. Лебедев, М. В. Творенников, Я. Ф. Ционглинский. Позже, в мастерской батальной живописи Академии художеств, - Н. Д. Кузнецов и П. О. Ковалевский.
Однако своим главным творческим наставником Сычков считал И. Е. Репина, советом которого внимал всю жизнь. В архиве художника бережно хранились небольшая записка, в которой корифей русского искусства назвал Сычкова хорошим живописцем.
Для творчества Ф. В. Сычкова характерен специфический художественный синкретизм, черты которого проявляются в мироощущении, прослеживаются в своеобразной тематике произведений, в переплетении их сюжетных мотивов, в передаче образов. Общеизвестно, что художник мастерски работал в разнообразных жанрах живописи: портрете, пейзаже, натюрморте.
К портретным композициям можно отнести многочисленные изображения крестьянских детей, мотивы деревенской жизни, проходящие через все творчество: у изгороди, в цветах, в поле («Жница»), на фоне деревенских построек («Молодуха»).
Наряду с традиционными, постановочными композициями художник часто писал натюрморты, не вычленяя элементы флористики из их естественной среды. Разноцветные астры и бархатцы цветут в палисаднике перед домом («Цветы», 1933), красные сияющие помидоры нарядными бусами извиваются на грядке («Помидоры», 1948), светятся из-под темно-зеленых листьев зрелые ягоды садовой клубники («Клубника», 1910).
Более других времен года Сычков любил изображать зиму, а так же сдержанные колористические оттенки деревенской жизни, яркость звучания крестьянского костюма.
Образ крестьянки - мордовки привлек мастера в 30-е годы, еще одна поэтическая грань в решении женского образа («Мордовки. Этюд для панно», «Праздник урожая», 1937; «Трактористки-мордовки», 1938; «Учительница-мордовка», 1937 и другие). Колористическая красота, символика декоративного орнамента, необычайные аксессуары мордовского народного костюма не только обогащают облик модели, но и выступают в качестве самостоятельной художественной ценности в композициях Федота Сычкова.
Невозможно обойти вниманием и детские образы в творчестве Ф. Сычкова. «Всю, всю жизнь я любил рисовать детей. Пишу их и сейчас», - писал 82-летний художник. Детская тема не выходит за рамки общей направленности. Деревенские ребятишки непосредственны, здоровы, веселы, органично существуют в природе («Подружки. Дети», 1916; «На базаре», 1932; «Под рябиновым кустом», 1934 и другие). Изображение детей полны обаяния, согреты теплом и добротой, явственно ощущаемой симпатией художника.
Федот Васильевич Сычков прожил долгую творческую счастливую жизнь. До конца своих дней продолжал активно трудиться. Создал более 500 живописных работ, хранящихся в отечественных и зарубежных музеях. «Жизнь художника в полном смысле есть самое интересное из всех занятий», - признавался он в письме своему приятелю, художнику Е. М. Чепузову.
Итак, творчество художника Федота Васильевича Сычкова – это рассказ о духовной красоте простого крестьянина, его жизнелюбии, нравственном здоровье, любви к труду, о красоте народных традиций. Образы, созданные в его произведениях, доступны восприятию детям дошкольного возраста. Именно через них ребенок познает всю красоту мордовской природы, орнаментальные мотивы костюма, характер народа, а затем пытается воспроизвести воспринятое в собственных рисунках.
Библиографическая ссылка
Уланова С.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН Ф. СЫЧКОВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // II Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика».
URL: http://econf.rae.ru/article/6110 (дата обращения: 21.12.2024).