(Научный центр связи и информатизации Военного институту телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ УЧЕНЫХ К НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Постановка задачи. В последнее время отмечалось в ряде работ, что выпускники аспиранты, владеют недостаточным уровнем знаний по педагогике и психологии высшей школы, слабое владение методикой подготовки к проведению учебных занятий. До сих пор этим вопросам не уделялось надлежащего внимания. Поэтому с этой целью рассмотрим возможное направление решения проблемы, которая сложилась, и повысить уровень качества подготовки научно-педагогических кадров (НПК) в аспирантуре.
Целью работы является рассмотрения одного из вариантов решение проблемы повышения уровня качества подготовки НПК в аспирантуре за счет пересмотра в существующей системы подготовке содержания экзаменационной и зачетной отчетности аспирантов.
Основная часть.
При целевой подготовке НПНК для нужд ВУЗ и НИУ не исключается возникновения проблемы вариативности деятельности. Существующий механизм вариативности между научной и научно-педагогической деятельностью не проработан достаточно, однако на законодательном уровне решен. Следует отметить, что отличие в содержании программ подготовки НК и НПК является главным фактором создания противоречия в Кодексе Законов о научно-технической деятельности, где определено классификацию ученых, которые за основным местом работы и в соответствии с трудовым договором (контракту) профессионально занимается одной из видов деятельности: научной, научно-технической, научно организационной или научно-педагогической.
Типичная программа подготовки аспирантов предназначена для упорядочивания подготовки научных (НК) и научно педагогических кадров для высших учебных заведений (ВУЗ). Целью подготовки является, чтобы аспиранты:
1) углубленно изучили методологические и теоретические основы одной из отраслей науки;
2) формировали умения и навыки к самостоятельному проведению исследований и научно-педагогической деятельности;
3) совершенствования знаний иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность.
Решением научной проблемы, автором, предложена усовершенствовать существующую образовательную модель подготовки НК и НПК, которая должна быть в неразрывном контексте науки и образования. Это позволит совмещать варьировать ученому между научной и научно-педагогической деятельностью при полной компетентности. Требованием к модели является реализация в пределах правового поля существующего законодательства и с учетом других нормативно правовых актов и документов.
Для достижения цели обучения в аспирантуре следует несущественно подкорректировать в пределах 25% учебные программы, тематические планы изучения дисциплин. А именно ввести углубленную учебную дисциплину методологические основы научных исследований и основы педагогики и психологии высшей школы как для подготовки НК так и НПК.
Обучения аспиранта предусматривается сдачу зачетов и кандидатских экзаменов. Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научно педагогических и научных кадров. Кандидатские экзамены проводятся с целью установления глубины профессиональных знаний, научного и культурного кругозора соискателя научной степени кандидата наук, подготовленности его к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатские экзамены состоят из: философии, иностранного языка и специальности.
Для достижения требований 1) и 2) предлагается следующая модель содержание учебной программы и дополнения кандидатским экзаменом.
Для этого следует дополнительно сдавать обязательный кандидатский экзамен из научной и образовательной деятельности. Он включает две составляющие знаний: законов дидактики; научного исследования.
На взгляд автора сдача экзамена по знанию иностранного языка не должен быть первоочередным обязательным заданием. Поскольку для написания диссертации могут понадобиться знание и с других иностранных языков. Сдачу экзамена с иностранного языка следует логично рассматривать лишь, как основанием возможности и допуска к научной или научно-педагогической деятельности соискателя за рубежом.
Таким образом, модель содержания кандидатских экзаменов с подготовки научно педагогических работников имеет следующую совокупность экзаменов из: философии; специальности; основ научно педагогической деятельности (оценка уровня знаний основ психологии и педагогики и основ научных исследований); иностранного языка (обязательным условием является для получения диплома доктора философии PhD).
На основе баланса полученных знаний аспирант в состоянии квалифицированно создать композиционную основу диссертационной работы научно-педагогического работника. В ней раскрыть сформированную систему воплощения полученных им новых знаний в учебно-воспитательном процессе.
От полученных знаний будущий ученый в состоянии сформировать собственную „Методику формирования новых знаний и применения их в учебно-воспитательном процессе”. Высокий уровень знаний с основ: психологии и педагогики и научных исследований позволит на высоком профессиональном уровне НПК преподавать студентам профессиональные дисциплины в различных сложных условиях.
Выводы. Предложена структура содержания типичной программы подготовки НК и НПК не противоречит требованиям законодательства, существующим нормативно правовым актам и логике очевидных педагогических явлений.
Соискатель научной степени, который успешно усвоил содержание типичной программы учебы и успешно прошел аттестацию (положительно сдал зачеты и кандидатские экзамены) имеет юридическое право быть ученым, который в дальнейшем за основным местом работы и в соответствии с трудовым договором профессионально заниматься научной или научно-педагогической деятельностью.
Юридическим разрешением допуском соискателя до самостоятельного проведения исследований и научно-педагогической деятельности будет являться приложение к диплому кандидата наук результаты оценивания кандидатских экзаменов с дисциплин: методологические основы научных исследований и основы педагогики и психологии высшей школы.
В аттестации следует изменение статус зачета с дисциплин: методологические основы научных исследований и основы педагогики и психологии высшей школы на экзамен, который очевидно повысит ответственность соискателя к подготовке. Кроме того, экзаменационная комиссия более объективно оценит уровень знаний и умений соискателя. Результат оценивания следует отображать в приложении к диплому об окончании аспирантуры (адъюнктуры).
Следует также отметить, что с внедрением предложенной образовательной системы подготовки НК и НПК в существенно увеличится нагрузка и ответственность на наиболее подготовленные и привлеченных к обучению существующий сформированный НК и НПК коллектив.
В отличие от существующей системе предложенной философии подготовки НК и НПК в полном объеме будет учитываться учебная нагрузка НК и НПК. Это позволит сохранять в ВУЗе или НИУ уже сформированный НК и НПК коллектив от сокращения.
Полученные результаты носят сугубо теоретический характер, что не противоречит очевидным явлениям. Для практического внедрения полученный результат должен получить всеобщее согласование и признание.
E-mail: kozubtsov@mail.ru
Библиографическая ссылка
Козубцов И.Н. Содержание программы подготовки ученых к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6299 (дата обращения: 13.11.2024).