Психологические проблемы современного высшего образования
Процесс разработки проекта интегрированного закона об образовании активизировал дискуссии учёных-исследователей и педагогов-практиков о сущности и роли образования в жизни общества, инициировал переосмысление образовательных парадигм, форм, методов и средств обучения.
Система высшего профессионального образования не осталась в стороне. В этой области, как и в любой другой, мнений ровно столько, сколько людей. Все мы являемся либо работниками данной системы, либо потребителями образовательных услуг. Каждый из нас с вами имеет свой взгляд и свою точку зрения на образовательные проблемы. Теоретики выявляют законы и закономерности, практики пытаются примерить их к реалиям профессиональной деятельности, а потребителя заботит наилучшее удовлетворение своих потребностей.
Написанием статьи о психологических проблемах современного образования мы ни в коем случае не хотим принять участие в растаскивании в разные стороны концов этого лоскутного одеяла, а лишь стремимся ориентировать всех заинтересованных участников процесса на совместный поиск ответов на актуальные вопросы науки и практики.
В данной работе мы планируем задать направление исследовательской деятельности преподавателя высшей школы, обозначит круг проблем, эмпирическое изучение которых позволит сделать адекватные выводы и принять взвешенные решения относительно повседневной практики и перспектив развития системы высшего образования.
Уделяя преимущественное внимание качеству знаний студентов, мы зачастую забываем позаботиться о ликвидации пробелов в собственных профессиональных знаниях, к которым кроме знания предметной области относятся психологические и педагогические знания. Т.е. кроме знания чему учить студентов преподавателю необходимо актуальное знание о том кого и как учить.
Таким образом, первая исследовательская область связана с изучением психологических особенностей студентов, которые можно разделить на возрастные и психические.
Возрастные особенности студентов обусловлены вхождением в юношеский возраст со специфичными для него социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и личностными новообразованиями. Решение многих профессиональных проблем находится само собой, когда преподаватель за конкретным поведением отдельного студента умеет видеть особенность возраста в целом, понимает возрастные задачи развития и помогает студентам их решить средствами преподаваемого предмета. Найти и грамотно реализовать развивающий потенциал своей дисциплины для обучающихся определенного возраста – достойная задача психолого-педагогического исследования.
К психическим особенностям относятся:
- особенности познавательной сферы, то каким образом студенты получают, перерабатывают и хранят информацию (точность восприятия, произвольность внимания, закономерности памяти, сформированность мыслительных операций, степень их критичности и креативности, механизмы создания образов воображения);
- функционирование эмоциональной сферы (взаимное влияние эмоций и учебной деятельности, вопросы эмоциональной зрелости студентов и уровня развития умений эмоциональной саморегуляции в процессе общения, совместной деятельности и публичного выступления, анализа и управления эмоциями);
- механизмы волевого самоуправления в учебной деятельности (сформированность умений стимулировать, мотивировать, регулировать, контролировать собственную учебную деятельность, проявлять волевое усилие, реализовывать волевые действия, управлять собственными желаниями, выстраивать иерархию мотивов);
- влияние на протекание учебной деятельности различных функциональных психических состояний (утомление, напряжение, стресс), профилактика возникновения, минимизация негативных последствий, механизмы конструктивной регуляции;
- проявление в ходе обучения личностных свойств (особенности темперамента, черты характера, способности, направленность личности, самооценка, самоанализ).
Ответ на вопрос кого учить неразрывно связан с изучением особенностей того, кто учит. Это второе направление исследовательской деятельности преподавателя высшей школы обращает его взгляд на себя самого, побуждает проанализировать собственные психологические особенности.
Преподаватель, так же как студент, является представителем определенного возраста, с его положительным потенциалом и ограничениями. Выявление возрастных особенностей, осознанное, целенаправленное развитие возможностей и преодоление ограничений собственного паспортного, биологического и психологического возраста неизбежно становится предметом анализа любого думающего педагога, заинтересованного в профессиональном и личностном развитии.
Требования к познавательной сфере преподавателя высшей школы практически не изучены в науке и не описаны в психолого-педагогической литературе. А между тем от качественных и количественных характеристик восприятия, внимания, памяти и мышления преподавателя напрямую зависит качество образовательной деятельности.
Эмоциональная сфера преподавателя не только придаёт своеобразие его манере преподавания, делает более интересным восприятие информации, является средством управления познавательной деятельностью студентов. Предпочитаемые и наиболее часто испытываемые эмоции программируют личность педагога, определяют его мысли, влияют на состояние всех систем организма, провоцируют соматические заболевания. Средства эмоциональной саморегуляции в процессе профессиональной деятельности необходимо подробно изучать и планомерно реализовывать.
Преподавателя, обладающего хотя бы минимальным стажем педагогической деятельности, отличает высокий уровень развития волевых качеств. Профессия и система, в которой мы работаем, постоянно требует реализации многочисленных функций на фоне столь же многочисленных трудностей и препятствий. Без волевого усилия и развитой системы самозапретов и самопринуждения просто не обойтись. За исключением одного «но»: психологическое насилие (в чём бы оно не выражалось) порождает сопротивление и провоцирует необходимость ещё большего насилия. Такая парадигма смоуправления рано или поздно даст сбой, вызовет профессиональную деформацию, невротизацию личности педагога. Это обуславливает интерес к изучению конструктивных механизмов самоуправления, основанных на применении принципа удовольствия. Положительные моменты можно найти в любом занятии, в любой ситуации. Акцентируя на них внимание, разработав гибкую систему самопоощрения и минимизируя негатив преподаватель способствует оздоровлению собственной психики и увеличению её ресурсов.
Поддержанию психического здоровья способствует умение определять по поведенческим показателям возникновение и развитие того или иного функционального состояния (стресс, усталость, напряжение). Большинство психических состояний подробно изучены и описаны, но их проявления в педагогической деятельности ждут своего исследователя.
Личностные свойства педагога становятся предметом тщательного анализа в тех случаях, когда проявляются необратимые изменения личности под влиянием профессии (профессиональная деформация). В том, что каждый психически здоровый человек – индивидуальность, не сомневается никто. А вот о том, как адаптировать свои индивидуальные особенности (личностные свойства) к требованиям профессии педагоги зачастую догадываются интуитивно, делают выводы из собственного опыта (связанного, как правило, с той или иной конфликтной ситуацией). Систематизация такого материала ляжет в основу методического пособия для современных преподавателей и будущих педагогов.
Преподавателя и студента объединят совместная образовательная деятельность, реализуемая в процессе и посредством взаимодействия. Следовательно, психологические особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса – ещё одно важное направление исследовательской деятельности.
Анализу должны подлежать все аспекты межличностного общения, как со стороны студента, так и со стороны преподавателя:
- перцепция (восприятие людьми друг друга, вопросы имиджа, значения невербальных сигналов, развития умений самопрезентации);
- коммуникация (особенности передачи информации, выразительные характеристики речи, коммуникативные способности, коммуникативные барьеры, организация обратной связи);
- интеракция (обмен действиями, совместная деятельность, навыки и умения установления и поддержания контакта).
Для реализации предложенных направлений исследовательской деятельности преподавателю необходимо обладать наблюдательностью, сформированными диагностическими умениями и развитыми рефлексивными способностями. Необходимо помнить также об этических нормах и профессиональном такте.
Желаем Вам интересной работы, профессионального и личностного самосовершенствования. Готовы оказать консультационную и методическую помощь в рамках обозначенных направлений.
Библиографическая ссылка
Ларина Е.Н. Психологические проблемы современного высшего образования // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/6322 (дата обращения: 21.12.2024).