Заочные электронные конференции
 
     
РОЛЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОПИСНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Винокурова Н.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

РОЛЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОПИСНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Винокурова Н.В.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»

г. Саранск

Для настоящего времени характерным является поиск более рациональной методики, которая обеспечивала бы усвоение орфографических правил. Важная роль при этом отводится упражнениям, направленным на выработку умения применять орфографические правила в практике самостоятельного письма. Каждое орфографическое упражнение содержит богатые возможности для развития самостоятельности мыслительной активности младших школьников.

Упражнения занимают значительное место в учебниках русского языка для начальной школы. Выполнение орфографических упражнений затрачивает не менее двух третьих учебного времени учащихся. Каждый учитель при выборе или составлении упражнения задумывается над тем, как полнее использовать их развивающие возможности, не нарушая при этом принципа доступности в обучении. Между тем, в большинстве случаев педагоги стремятся повысить интерес младших школьников к орфографической работе, развить их самостоятельность и активность, совершенствовать речь детей, изменяя методический аппарат упражнений. При этом учителя в меньшей степени акцентируют внимание на языковом материале упражнений.

Тем не менее, использование специально подобранного языкового материала является одним из факторов, обеспечивающих продуктивность процесса овладения учащимися знаниями, умениями, навыками.

Языковой материал упражнений позволяет создать оптимальные условия для обучения, развития и воспитания младших школьников. По словам Г.Н.Приступы, «с него [языкового материала- Н.В.] начинается, на нём строится и им завершается процесс обучения; с помощью дидактического материала проверяются знания и навыки учащихся» [1, с.105]. Следовательно, языковой материал является реальной, материализованной основой учебного процесса. От того, насколько он будет адекватно соответствовать поставленным целям, зависит эффективность формирования у младших школьников необходимых умений, в данном случае орфографических.

В этой статье мы хотим показать, как можно использовать языковой материал орфографических упражнений в целях совершенствования грамотности учащихся. Задания к упражнениям оставили прежние, те которые традиционно используются при формировании какого-то определённого орфографического навыка. В качестве примера используем тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Орфографические упражнения в любых учебниках разнообразны как по содержанию заданий, так и по степени трудности. Нам важно определить приоритетные направления в отборе языкового материала, для того, чтобы повысить потенциал используемых упражнений.

Методическая целесообразность использования языкового материала орфографических упражнений определяется их соответствием коммуникативным целям и задачам обучения правописанию. С методической точки зрения языковой материал упражнений должен выполнять две основные функции. Во-первых, он является средством формирования орфографических навыков, и, во-вторых, средством развития речи младших школьников.

Реализуя первую функцию, языковой материал используется для иллюстрации положений правил, а также для отработки определённых умений и навыков. Реализация второй функции позволяет одновременно с развитием орфографических навыков развивать речевые умения и навыки младших школьников. Языковой материал должен позволить извлечь максимум языковой информации о связях, сфере употребления, выразительных возможностях различных лингвистических единиц.

Учитывая вышесказанное при отборе языкового материала орфографических упражнений важно учесть два направления:

1. языковой материал орфографических упражнений как средство реализации взаимосвязи обучения орфографии и развития речи;

2. орфографическое содержание языкового материала орфографических упражнений.

Языковой материал орфографических упражнений как средство реализации взаимосвязи обучения орфографии и развития речи должен учитывать и корректировать особенности лексики младших школьников, служить образцом для высказывания, а также - демонстрировать изучаемые явления в речи. Относительно второго направления можно сказать, что выбор языкового материала упражнений зависит от специфики изучаемой орфограммы. Проиллюстрируем сказанное примера упражнений, которые на наш взгляд целесообразно использовать на уроках при изучении темы: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Упражнение 1.

Прочитайте слова. Объясните значение данных слов.

говорить, сказать, сообщить, выразить, возразить, перебить, шептать, крикнуть, бормотать, попросить, предложить.

Распределите слова в две группы. В первую группу запишите глаголы I спряжения, во вторую - II спряжения, употребив их в форме настоящего времени множественного числа.

Лексико-семантические группы слов способствуют точному и ясному пониманию значений слова, что позволяет учащимся правильно выделять морфемы в словах, определять части речи и формы слова, понимать связи слов в предложении. Это именно те умения, которые составляют операционную сторону орфографического навыка.

Упражнение 2.

Прочитайте словосочетания. Определите спряжения глаголов.

посетить театр, взять билеты, смотреть пьесу, слушать оперу, исполнять роль, занять места, вызывать на бис.

Составьте рассказ, используя данные словосочетания.

Словосочетания, используемые в качестве языкового материала орфографических упражнений, наряду с решением орфографической задачи позволяют увидеть способы построения словосочетаний, помогают детям уточнить лексические значения слов.

Упражнение 3.

Прочитайте. Какое общее значение имеют слова с приставкой за?

3ашуметь, засверкать, заговорить, зазвенеть, захлопать, зашагать.

Спиши, определи спряжение глаголов. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Упражнение 4.

Какие значения имеют глаголы в словосочетаниях?

заварить чай, заварить трубу; сварить суп, сварить рельсы.

Составьте предложения, используя данные словосочетания.

Поскольку языковой материал орфографических занятий должен учитывать и корректировать особенности лексики младших школьников, необходимо предлагать работу над значением слов и их употреблением в речевом общении.

Упражнение 5.

Прочитайте. Какое общее значение имеют слова с приставкой вы-?

вынос…шь, выбега…шь, вылета…шь, вывоз…шь.

Укажи способ определения спряжения глаголов. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

При отборе языкового материала орфографических упражнений необходимо учитывать, что в каждом правиле имеются частные случаи и варианты орфограмм разного характера.

Упражнение 6.

Прочитай пословицы. Объясни смысл пословиц.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Веника не сломаешь, а по прутику весь переломаешь.

Друга в беде познаёшь.

Укажи способ определения спряжения глаголов.

Мы предлагаем в качестве языкового материала упражнения сразу целый ряд пословиц, связанных тематически, что на наш взгляд, позволит реализовать основное назначение - передачу опыта восприятия мира.

Упражнение 7.

Прочитай текст. О каком животном идёт речь? Выпиши из текста все глаголы. Определите спряжение выписанных глаголов. Докажите.

Угадай, кто я.

Я - друг человека. Но я не всегда была домашним животным. Много веков назад меня приручил человек. Теперь я охраняю его от опасностей, стерегу дом, помогаю человеку на охоте и с удовольствием сопровождаю его на прогулке. Я никогда не предам своего хозяина и буду верна ему всю свою жизнь.

Составьте подобную загадку о своём любимом животном.

Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления окружающего мира. Для включения в орфографические занятия занимательных моментов можно использовать тексты–описания, представленные в форме загадок. Подобный языковой материал позволит не только занимательно изучать орфографические темы, но и подготовить детей к самостоятельному написанию аналогичных работ. Иными словами, подобный материал позволит совместить орфографическую работу с работой по развитию речи.

Подводя итог сказанному следует добавить, что языковой материал упражнений должен обеспечить постоянную мотивацию орфографических занятий, устойчивый интерес к ним.

Литература:

1. Приступа, Г.Н. Современный урок: учебное пособие. / Г.Н.Приступа. – Рязань: РГПИ, 1989. – 110с.

Библиографическая ссылка

Винокурова Н.В. РОЛЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОПИСНОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // II Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика».
URL: http://econf.rae.ru/article/6618 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат