ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Красильников В.В., Тоискин В.С., Шумакова А.В.
г. Ставрополь
Одно из важнейших свойств современного вуза - способность адаптироваться к изменениям, порождаемым внешней средой, своевременно и эффективно отвечая на вызовы. Общим требованием, предъявляемым к вузам со стороны потребителей образовательных услуг, является обеспечение высокого качества образования, что требует адекватного развития системы управления качеством образования.
Управление качеством образования предполагает реализацию функций вуза на основе процессного подхода, командный менеджмент, оценку результативности деятельности на основе мониторинга степени удовлетворенности потребителей; информирование, обучение и переподготовку сотрудников на всех уровнях и др.
Главными целями педагогических вузов являются: удовлетворение потребностей личности в получении высшего профессионального образования в избранной области педагогической деятельности, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных педагогических кадрах, защищенных на рынке труда, способных оказывать образовательные услуги в школе, в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в системе дополнительного образования детей, взрослых по различным направлениям педагогической деятельности.
Главным критерием эффективности управления качеством образования в рамках деятельности вуза является максимальное удовлетворение запросов потребителей. В связи с этим мониторинг потребностей общества и работодателей - одно из основных организационно-педагогических условий управления качеством образования в вузе [1].
Растущий спрос на высшее образование, потребности в обучении и переподготовке, объединенные в одном понятии «образование на протяжении всей жизни», актуализируют и делают востребованным непрерывное образование. Обучение, продолжающееся всю жизнь, становится условием человеческого существования [2].
Следовательно, условием управления качеством образования современного педагогического вуза является динамичная модернизация программ обучения, открытие приоритетных направлений подготовки, реализация программ непрерывного образования с учетом изменений демографической ситуации в конкретном субъекте федерации, на основе анализа потребностей в педагогических кадрах.
Велением времени является внедрение в образовательный процесс вузов современных образовательных и информационных технологий, при которых акцент делается на познавательную активность студентов, на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач.. Технологии предполагают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития соответствующих компетенций.
Из сказанного следует, что следующими из организационно-педагогических условий можно считать внедрение в образовательный процесс вуза современных образовательных и информационных технологий.
Инновационное развитие вуза в современных социально-экономических условиях предполагает: эффективное развитие фундаментальных и прикладных исследований, создание условий престижности научной и научно-педагогической деятельности; подготовку студентов, аспирантов и докторантов вузов по приоритетным направлениям педагогики и психологии.
Условием, явно необходимым для управления качеством образования педагогического вуза, является развитие в нем системы интеграции образования, науки и практики в процессе подготовки будущих педагогов.
Функционирование вуза осуществляется на основе тесного стратегического партнерства с органами управления образования субъектов федерации, с образовательными учреждениями различных типов. Под стратегическим партнерством в сфере профессионального образования понимается особая форма взаимодействия вуза со своими стратегическими партнерами, одновременно являющимися заказчиками и потребителями услуг. Именно стратегическое партнерство является важным фактором повышения конкурентоспособности и привлекательности вуза на рынке образовательных и сопутствующих образованию услуг.
Принципиальной методологической основой формирования и использования системы управления качеством является методология всеобщего менеджмента качества (TQM), ее концепция и принципы. Рассматривая систему менеджмента качества как совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих управление процессами в вузе, к необходимым условиям следует отнести оптимизацию структуры административно-управленческого аппарата на принципах TQM и процессно-ориентированного подхода в рамках требований и рекомендаций стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9001 -2001.
Актуализация видов деятельности по совершенствованию системы менеджмента должна исходить из задач обеспечения качества подготовки специалистов для профессиональной деятельности, создания благоприятных условий реализации образовательного процесса в вузе на всех уровнях управления - административном, факультетском, кафедральном. Для измерения достижений в сравнении с поставленными целями и улучшения деятельности должна быть разработана и внедрена система самооценки и внутренних аудитов. Механизм совершенствования системы менеджмента качества должен основываться на использовании профессиональной квалиметрии. Требуется решение задачи по разработке и внедрению системы измерения и анализа показателей качества процесса предоставления образовательных услуг, определения критериев их оценки и выбора методов измерений [3].
Условием реализации общей стратегии создания и совершенствования системы управления качеством является корпоративная культура вуза, представляющая собой совокупность артефактов (материальные ресурсы и внешняя атрибутика); системы декларируемых ценностей и норм (миссия, политика); поведения персонала, признание и принятие архетипов, аксиологических установок, их реализация в собственной деятельности.
Указанные организационно-педагогические условия необходимы для эффективного управления качеством образования в современном педагогическом вузе.
Литература
Купсевич Ч. Проблемы непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1988. № 1.
Сапожников В.Г., Ананич М.И. Интеграция образования, науки, бизнеса и власти в системе подготовки высококвалифицированных специалистов // Философия образования. 2007. № 1 (18).
3. Дианова В.Ю. Формирование системы менеджмента качества в вузе// Успехи современного естествознания. - 2004. - № 11 - С. 105-107 URL:www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7781679 (датаобращения: 18.06.2012).
Библиографическая ссылка
Красильников В.В., Тоискин В.С., Шумакова А.В. Организационно-педагогические условия управления качеством образования в педагогическом вузе // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6889 (дата обращения: 23.11.2024).