Заочные электронные конференции
 
     
Политика Горбачева и ее последствия для туристской области
Денисова И.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

6

Политика Горбачева и ее последствия для туристской отрасли.

Денисова Ирина Валентиновна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры СКС и Т РосНоу

В современной истории есть немало лидеров, которые определили судьбы своих стран в решающий для них момент. Но есть лишь один лидер, который определил судьбу мирового порядка на долгую перспективу - Михаил Горбачев. К середине 80-ых годов Советская страна впала в глубокий социально-экономический кризис. Налицо был также кризис общественной и культурной жизни. Наиболее очевидно несвобода проявлялась в крайнем ограничении на выезд, в том числе с целью туризма. В каждом гражданине, подающим документы на загранпаспорт власти видели потенциального невозвращенца. Для того чтобы посетить т.н. кап. страну с целью «туризм» необходимо было вначале посетить 2 соц. страны. Причем путевку просто так тоже было купить невозможно, так как они распространялись исключительно по предприятиям и организациям, а там тоже стояла живая и довольно агрессивная очередь из желающих. Кроме того, документы оформлялись долго, к ним требовалась характеристика профкома, парткома, комсомольской организации. Необходимость проходить все эти унизительные процедуры надолго отбивало охоту от путешествий. Но даже если повезло, человек оказывался в плотном кольце стукачей, а также комсомольских и партийных активистов. Период правления М.С. Горбачева характеризуется попыткой отказаться от наиболее нелепых и жестоких сторон системы и в первую очередь попыткой «открыть шлюзы». Это приводит к либерализации многих законов и негласных постановлений. В частности разрешаются выезды из страны по частным приглашениям от знакомых, а не только от родственников, как было раньше. Значительно сокращаются сроки оформления документов в ОВИРах, уменьшается, а потом и вовсе отменяется список требуемых характеристик от партийных и профсоюзных организаций. Люди получают возможность выезжать за рубеж, сравнивать образ жизни и знакомиться с другими стандартами обслуживания и сервиса. Назревает недовольство существующим сервисом у себя в стране, люди хотят перемен. В результате реформ мир кардинально изменился.

Гласность - ключевое слово перестройки.

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Политика гласности, начатая новым советским руководством, подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, резко изменила духовную жизнь людей. Информационный поток, хлынувший на людей, открыл им не только Америку, но и Европу. Книги, фильмы, статьи, передачи обнаруживали другую жизнь, другие стандарты быта, мышления и главное, другие стандарты свободы передвижения. Наиболее ощутимой оказывается значительная либерализация в вопросе выезда за границу.

Снятие «железного занавеса».

В первые годы горбачевского правления еще продолжалась советская политика сдерживания эмиграции. Свобода выезда в сочетании с тяжелым экономическим положением в стране, страхом перед гражданской войной, слухами о закрытии границы способствовали отъезду из СССР. В 1989 году из СССР выехало на ПМЖ 71 238 человек, в 1990-м — 204 700, в 1991-м — 189 800 человек. Однако границы так и не были больше закрыты, а люди получили возможность путешествовать, а не эмигрировать.

Горбачев создавал новые институты и дал возможность обществу создавать свои формы активности. После распада Союза на туристическом рынке произошли серьёзные изменения: если раньше «Интурист» фактически был монополистом, то в результате перестройки возникли многочисленные турфирмы, специализирующиеся и на выездном, и на въездном туризме. Особенно острой была конкуренция в сфере выездного туризма, а сформированные в системе советской экономики компании не успевали приспосабливаться к стремительно меняющимся требованиям рынка. «Интурист» уступил ведущие позиции на рынке выездного туризма новым, более мобильным, компаниям и сумел сохранить лидерство только в сфере въездного туризма.

Далеко не все последствия перестройки оказались для отрасли позитивными. Серьезный ущерб маршрутному туризму в России нанес распад СССР, потому что традиционные маршруты проходили по центрам нескольких республик, а вне этих маршрутов отдельные регионы не являются особенно интересными. Маршрутный и курортный туризм сегодня малоэффективен. По оценке ВАО «Интурист», в 1992 году по сравнению с 1989 годом эти виды иностранного туризма в Россию сократились на 49%.

Практически полностью прекратился организованный туризм из стран Восточной Европы, который ранее составлял 60% выездного туризма.

По данным Государственного комитета по статистике Российской Федерации, в 1994 году из Германии прибыло 17,8% туристов из общего потока, из Китая -15,2%, Соединенных Штатов Америки - 13,4%, Франции - 8,6%, Финляндии - 6,9%.

Ранее в СССР и странах централизованно планируемых экономик (Восточная Европа и развивающиеся страны) правительства контролировали, планировали и направляли развитие туризма. Туризм необходим, чтобы заработать твердую валюту для торговли и развития экономики; кроме того, он служит национальным интересам. Развитие туризма в очень большой степени зависит от общественных инвестиций, которые, как оказалось, абсолютно неадекватны при отсутствии частных инвестиций и рыночных механизмов, которые были бы в состоянии отвечать меняющимся желаниям и потребностям клиентов. Деловая стратегия должна изменяться и, если надо, изменяться быстро с учетом новых экономических и политических обстоятельств.

Индустрия туризма в целом отличается высокой капиталоемкостью и высокой мобильностью. После прекращения централизованных капиталовложений в отрасль особую актуальность стал представлять поиск источников финансирования. Помимо отечественных источников финансирования, важное место отводится привлечению иностранных инвестиций. Теперь эти государства поощряют частные инвестиции через совместные предприятия, покупку недвижимости иностранцами и таймшер с индивидуальными инвесторами.

В Российской Федерации инвесторов может привлечь быстрота окупаемости вложенного капитала, относительно недорогая рабочая сила, а также потенциальный доступ продукции на рынки России и стран Содружества независимых государств (СНГ). Возможно использование современных технологий и оборудования, внедрение более эффективных методов обслуживания. Но, вместе с тем условия для инвестиций в индустрию туризма в Российской Федерации в настоящее время нельзя считать благоприятными, пока не вполне определены отношения собственности и вопросы продажи земли, отсутствуют гарантии государства по иностранным инвестициям и стимулирующие налоговые и кредитные условия для зарубежных предпринимателей.

Среди различных видов иностранного туризма в Россию наиболее высокие темпы роста характерны для делового, индивидуального и специализированного туризма. Высокий интерес к нашей стране, особенно к ее науке, открывает новые возможности для отрасли. Одним из наиболее перспективных и высокоприбыльных видов иностранного туризма может стать конгрессный, для которого характерны высокий платежеспособный спрос, ориентация на товары и услуги высшего класса.

Туризм

Большое значение для развития международного туризма сыграли и различные приказы и инструкции Государственного таможенного комитета, которые определили порядок въезда и выезда, перемещения товаров и денежных средств в виде валюты. Все это, так или иначе, явилось следствием горбачевских реформ и общей либерализации.

По данным Государственного комитета России по статистике, в 1994 году в выездном туризме произошли определенные изменения: сократилось количество деловых (служебных) поездок, а доля поездок по линии туристических фирм поднялась с 18,6% в 1993 году до 27,6% в 1994 году, что означает переориентацию основных выездных потоков в пользу организованного туризма.

Сегодня туристические потоки по-разному формируются в различных регионах России. Основными потребителями являются регионы с наиболее высоким процентом городского населения. На Центральный. Северо-Западный и Уральский регионы приходится большая часть всех зарубежных поездок российских граждан.

В 1994 году российские туристы побывали в 123 странах всех континентов. И цифры эти продолжают расти.

Средиземноморский остров-курорт Кипр вошел в число пятнадцати наиболее посещаемых стран. Число россиян, отдыхающих на Кипре, увеличилось в 1994 году в 8 раз. Сейчас, правда поток туристов из России несколько уменьшился, но связано это скорее с появлением новых возможностей и разработкой новых направлений.

Что касается развитых капиталистических стран, удельный вес США в общем объеме туристических поездок составил 35,9%, из них 96,4% принадлежит Соединенным Штатам Америки. Страны Европы, столь популярные во всем мире и привлекающие миллионы туристов своими памятниками архитектуры и отдыхом на море, встретили в 2,7 раза больше российских туристов, чем в 1993 году, причем доля Испании в общем объеме поездок составила 2,8%, Италии - 2,1%, Франции - 1,7%, Германии - 1,5%.

Имеет тенденцию к росту организованный туризм в восточноевропейские страны - прежде всего в Польшу и Болгарию.

Двадцать лет назад невозможно было представить приобретение турпродукта в кредит. Сегодня в условиях возрастающего спроса на поездки за рубеж многие туристские организации предоставляют кредит на приобретение путевки для отдыха или заграничного путешествия. Ныне возникла необходимость убедить людей пользоваться такой возможностью в рамках многообразия предложений. Такая тактика способствует компаниям увеличить контингент туристского привлечения, а, следовательно, обеспечить рост поступлений и прибыльности.

При росте и постоянном изменении туристического рынка конкуренция чрезвычайно велика. Появляются новые места назначения для туристов, модернизируются старые, пришедшие в упадок: в них инвестируются деньги. Существует бесчисленное количество примеров мест, которые заново открыли свое прошлое, превращая в капитал место рождения известного человека, событие, битву или другие "скрытые жемчужины". Вряд ли эти города станут международными туристическими центрами, но на региональном туристическим рынке они могут показать себя эффективными продуктами.

Подобных проектов сегодня немало. Музей Мыши в городе Мышкин, музей валенок, и п.п., игровые продукты хуторов и деревень с разнообразными однодневными программами. Однако растущая база туризма неизбежно создает очень тяжелую нагрузку для инфраструктуры, доступной земли и качества воздуха.

Кроме того, постоянно разрабатываются события — жизненно важный компонент в привлечении туристов. Небольшие или сельские места назначения обычно запускают какой-нибудь фестиваль, чтобы о них можно было узнать. Городские газеты и пригородные еженедельники часто публикуют список событий, фестивалей и праздников. Такие события привлекают множество туристов не только из России, но и из-за рубежа. И все это реально, так как сегодня мы с гордостью можем сказать: «У нас свободная страна!»

Заключение.

Мирный распад тоталитарного коммунизма был по своим последствиям самым значительным событием ХХ века. При Горбачеве возникли новые институты, которые предоставили обществу возможность создавать свои формы активности. Одновременно возникли импульсы, которые могли облегчить появление новых сил и новой политической атмосферы. Благодаря Горбачеву сложились прецеденты, которые стали основой новой жизни.

Библиографическая ссылка

Денисова И.В. Политика Горбачева и ее последствия для туристской области // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/7173 (дата обращения: 20.06.2024).



Сертификат Получить сертификат