Заочные электронные конференции
 
     
Форум проектов как результат апробации нового метода обучения проектной деятельности
Макарова Е.Е., Суркова Н.А


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Форум проектов как результат апробации нового метода обучения проектной деятельности.

(Макарова Е.Е. директор, Суркова Н.А. исполнительный директор

Международного центра новых технологий образования «Ева-форум»

г. Петропавловск, РК )

С 2010 го по 2013 год на базе образовательных учреждений г. Астаны мы инициировали и реализовали проект «Форум проектов как специально созданное организованное пространство культивации и развития жизнеспособных идей». Проект осуществлялся при поддержке Негосударственного образовательного учреждения Открытый молодёжный университет, РФ СФО г. Томск, официального партнёра Сколково по реализации программы «Малый инновационный лифт» и Управления образования г.Астаны

Являясь непосредственными авторами и исполнителями проекта, в данной публикации мы освещаем основные положения разработанной нами в процессе реализации проекта методики, которая дала эффективные результаты.

Организация Форума проектов, как специально созданного пространства культивации и развития жизнеспособных идей, решает проблему отсутствия единой динамичной системы критериев оценки проектной деятельности и проектов в образовательном пространстве. Определение способов организации, ресурсов и инструментов проектной деятельности, а также договорённость о единой системе критериев её оценки, позволяет педагогам эффективно решать свои профессиональные задачи. Поскольку кризис современной системы образования прослеживается в столкновении прямо противоположных требований ко всем её субъектам, Форум проектов снимает значительную долю тревожности субъектов, придавая смысл направленностью и востребованностью деятельности. Противоположность мы отмечаем в столкновении требований от руководства и учителей высоких результатов ЕНТ, с одной стороны и требований внедрения методов компетентностного подхода – с другой. При этом отличительной чертой компетентностного подхода является отношение к учебным действиям. В отличие от знаниевого подхода, где они осуществляются по готовым образцам и, как результат мы получаем знания, умения и навыки, в компетентностном подходе основой содержания служит оптимальная информация в творческой деятельности по моделям профессий. Соответственно, в результате знаниевого подхода мы получаем рекомбинации заученных способов действий, а продуктом компетентностного подхода выступают профессиональные навыки и способность импровизировать, применяя их при изменяющейся ситуации.

Организация Форума проектов по существу представлена в методике организации результативной проектной деятельности. Способы организации образовательного процесса, объединённые в создании метапредметного образовательного пространства на основе компетентностного подхода, интегрированы в целом: среднем, специальном профессиональном и высшем образовании. Компетентностный подход соотнесён с процессным подходом в области реализации специальных компетенций в реальном экономическом пространстве.

Финансирование Форума проектов осуществляется в рамках годового бюджета на реализацию проекта развития ИТ-образования в Республике Казахстан, НОУ «ОМУ». Проект и бюджет были одобрены на рассмотрении руководства НОУ ОМУ в декабре 2010г. Общий освоенный бюджет успешно реализованного проекта составил более 1млн рублей.

Основные тезисы методики организации Форума проектов кратко изложены в Положении о Форуме проектов, которое мы частично освещаем в данной статье:

« … способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки учащихся… …Форум проектов.Так называется блок регионального фестиваля «Цифровой Бум», во время которого участники – представители команд на протяжении трёх лет демонстрируют и защищают свои проекты, декларируя свои компетенции в применении к определённой сфере жизни и деятельности человека. Название состоит из 2х слов, определяющих смысловую нагрузку блока: «Форум» здесь подразумевает не только прямое орфографическое значение – «массовое собрание, съезд», а, главным образом, обращается к этимологии. В Древнем Риме Форум – это площадь, где сосредоточивалась общественная жизнь города. «Проект» Современный толковый словарь ПРОЕКТ (от лат . projectus, букв. - брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. Таким образом, смысл Форума проектов для участников состоит в том, чтобы, максимально используя разные компетенции (в межпредметной связи объединённые IT-компетенциями для создания презентационной версии) - представить на форум свою идею и защитить её – то есть доказать её жизнеспособность. Цель Форума проектов в широком смысле, заключается в создании, в организации пространства, в котором культивируются жизнеспособные идеи.

Жизнеспособность проекта определяется соответствием критериям, по которым проект оценивает компетентный совет, в состав которого входят эксперты – представители основных сфер проектных компетенций.

Критерии оценки проектов определяются, утверждаются и ежегодно пересматриваются организаторами форума.

Состав совета Форума проектов определяется, утверждается и работает на Форуме на основании принятого решения финансирующей организации.

В составе совета Форума проектов в 2012году:

1. методист центра информатизации Управления образования г. Астаны. РК.

Сфера компетенций: IT-технологии, IT-образование, политика образования.

Сфера деятельности: образование, управление образованием.

2. Ведущий специалист по международному сотрудничеству Открытый молодёжный университет. РФ., автор проекта.

Сфера компетенций: психология, педагогика, менеджмент, маркетинг, философия образования.

Сфера деятельности: образование, наука, культура и искусство, психологическое и орг. консультирование, мониторинг и экспертиза.

3. Со-основатель и партнёр консалтинговой группы «Интеллектуальные инвестиции», региональный партнёр компании «Альт-Инвест»,

региональный представитель «Нового издательства» (журналы «Новый менеджмент», «Новый маркетинг»), лауреат международных конкурсов бизнес-планирования и инвестиционного проектирования, директор компании «ТИБ-Инвест», независимый финансовый эксперт, консультант по управлению финансами.(РФ).

Сфера компетенций: экономика, экономика образования, бизнес-образование, консалтинг.

Сфера деятельности: бизнес, образование, наука, бизнес-консультирование, мониторинг и экспертиза. - председатель жюри.

4. ДиректорООО «Лайн» (г. Астана, РК)

Сфера компетенций: IT-технологии, предпринимательство

Сфера деятельности: бизнес.

Концепция проектной деятельности участников Форума проектов (в формате базовых установок совета – как ориентиров при оценивании проектов Форума).

  1. Проект – это авторский интеллектуальный продукт учащегося, представляющий собой идею (замысел),

обладающую научной/социальной/культурной/образовательной или экономической ценностью (миссия)

при условии реализации этой идеи в соответствующей сфере жизни и деятельности человека.

  1. При разработке проекта, при подготовке к защите на Форуме и в процессе защиты участник должен чётко различать ключевые понятия проекта:

идея (что новое будет сделано или сделано-апробировано им как автором)

миссия (какие произойдут изменения в лучшую сторону в жизни людей и(ли)

в них самих в результате реализации идеи)

жизненный цикл проекта (сколько на это – (на реализацию) потребуется или

потребовалось времени, т.е. за какой срок получается результат)

результат (все желаемые в миссии и предполагаемые в цели проекта изменения,

выраженные в единицах измерения).

Ключевые понятия перечислены в последовательности, соответствующей ценностным приоритетам Форума.

Критерии оценки проекта

Название

Проекта/автор/ Команда школы

Наличие расчёта экономической эффективности проекта

Сфера реализации идеи (направленность проекта)

Срок действия (жизненный цикл) проекта

Степень сформулированности декларируемой идеи

(насколько ясно, что сделано/будет сделано и какими средствами выражено)

Ценность идеи

(новизна, привлекательность, масштаб)

Степень сформулированности миссии декларируемой идеи

(насколько ясно, для чего – с какой целью сделано/будет сделано)

Ценность миссии идеи

(эффект созидания: масштаб и характер предполагаемых изменений в развитии заявленной сферы; предполагаемый эффект от реализации в единицах измерения проекта, актуальность: потребность реализации идеи в заявленной сфере)

наука

образование

культура

экономика

социум

1.

             

2.

             

3.

             

Описание критериев и регламенты оценки по критериям

(руководство для работы совета Форума проектов)

1.Название проекта/автор/ Команда школы.

2.Наличие расчёта экономической эффективности проекта (основы бизнес-планирования)

3. Сфера реализации идеи (направленность проекта)

4. Срок действия (жизненный цикл) проекта

5. Ценность идеи (новизна, привлекательность, масштаб)

Насколько ново, красиво и масштабно то, что автор придумал сделать для получения результата- для миссии что-то изменить к лучшему в какой-то сфере жизни человека.

6. Степень сформулированности декларируемой идеи

(насколько ясно, что сделано/будет сделано и какими средствами выражено)

7. Ценность миссии идеи

(эффект созидания: масштаб и характер предполагаемых изменений в развитии заявленной сферы; предполагаемый эффект от реализации в единицах измерения проекта, актуальность: потребность реализации идеи в заявленной сфере)

8. Степень сформулированности миссии декларируемой идеи

(насколько ясно, для чего – с какой целью сделано/будет сделано)

1-5бб: соответствие названия проекта идее и/ли миссии

0-1бб: присутствие/отсутствие в материалах проекта ФИО автора

0-1бб:

присутствие/отсутствие в материалах проекта № и названия школы/города

0-30 бб:

Отсутствие/наличие расчётов

( в виду того, что на РЦБ2 пройдёт МК по расчёту экономической эффективности проекта), в дальнейшем будет учитываться и качество расчётов)

Оценивается понимание автором – в какой области человеческой деятельности реализуется его проект:

1-5бб

Уровень погружения в интересы и потребности сферы

1-10бб

Направленность проекта на соответствующую целевую аудиторию

1-10бб

Оценивается понимание автором того, что у проекта есть жизненный цикл, окончание которого обозначено конкретной датой, когда будет получен результат, обозначенный в цели проекта как эффект от произведённых целенаправленных действий по реализации идеи.

1-10бб

Оценивается степень новизны самой идеи (конкретные действия проекта – способ, с помощью которого планируется достижение цели проекта – каких-то прогрессивных изменений, улучшений в сфере действия проекта)

1-50бб

Степень привлекательности самой идеи

Насколько эти конкретные действия/деятельность, которые приводят к результату проекта, «цепляют» - насколько они интересны, пробуждают положительные эмоции, насколько их хочется делать.

1-50бб

Оценивается:

Текст презентации/защиты:

- подбор понятий, точно выражающих смысл идеи

1-10бб

- компетентность и привлекательность выступающего

(излагает доступно

1-5бб, выразительно

1-5бб, эффект диалога с целевой аудиторией

1-10бб, связь текста выступающего с презентационными материалами

1-10бб

- использование ITтехнологий в подготовке презентации:

Разнообразие 1-5бб

Уровень сложности

1-5бб

Качество выполнения

1-5бб

Оценивается –

Насколько обширна целевая аудитория, для которой произойдут позитивные изменения в результате реализации проекта

1-50бб

Насколько сильный эффект позитивных изменений в жизни целевой аудитории и в самих людях от результатов реализации проекта:

1-50бб

Насколько заявленная сфера проекта нуждается в этих изменениях

1-50бб

Оценивается по аналогии с оценкой п.6:

Текст презентации/защиты:

- подбор понятий, точно выражающих смысл миссии

1-10бб

- компетентность и привлекательность выступающего

(излагает доступно

1-5бб, выразительно

1-5бб, эффект диалога с целевой аудиторией

1-10бб, связь текста выступающего с презентационными материалами

1-10бб

- использование ITтехнологий в подготовке презентации:

Разнообразие 1-5бб

Уровень сложности

1-5бб

Качество выполнения

1-5бб

Описание критериев и регламенты оценки по критериям

(руководство для подготовки участников Форума проектов

в формате памятки участника Форума)

Памятка участника Форума проектов.

Уважаемые участники Форума проектов!

Первое, что необходимо иметь для того, чтобы получился настоящий – стоящий проект, это ВАША АВТОРСКАЯ ИДЕЯ. Это – начало проекта.

Об идее:

Вы – молодой человек или девушка, живущие в XXI веке. У Вас есть собственные пристрастия, интересы, увлечения и есть багаж знаний. Вы растёте и развиваетесь. Вместе с Вами растут и развиваются все Ваши интересы, увлечения, знания, ценности, мечты, желания и цели. Живя в мире, Вы его изучаете. Изучая этот мир, пользуясь своими знаниями, Вы однажды придумываете какое-то новое решение. Вы придумываете, как можно сделать что-то НОВОЕ (очень для Вас захватывающее, интересное и, главное – новое состоит в том, что это ТО или ТАК, ЧТО или КАК до Вас никто ещё не делал!). Например, новая форма электронного дневника, новый сайт общения в социальных сетях, новый «навигатор» для гостей Вашего города, виртуальный музей роботов, новая музыкальная библиотека или способ наиболее эстетично и полезно оформить кабинеты в школе………ИДЕЯ!!! И это ВАША ИДЕЯ!!!!

О миссии:

Ещё (кроме Ваших интересов, знаний и идеи) у Вас есть ценности – самые важные принципы, правила, качества людей, событий и вещей в мире, которые Вы принимаете как свои личные. И теперь ИДЕЮ нужно соотнести со своими ценностями. Это делается просто – Вы просто отвечаете себе на вопрос – А ЗАЧЕМ, ДЛЯ ЧЕГО МНЕ делать эту идею живой?

Честный ответ самому себе может удивить, обрадовать или огорчить, а может быть ожидаемым. Ну, например, мне понравилось, что я себе ответила: «Чтобы одноклассник, который мне нравится, меня заметил и стал интересоваться». Например, ответ мне понравился, потому что получается, что моя ценность, например, влюблённость. А, если ответ: «чтобы Петров – отличник наш вечный понял, кто, на самом деле, умный». Мне понравилось не очень…. Нельзя сказать о том, что это не важно – ведь это то, что Вы узнаёте о себе. Но это точно не важно для Форума проектов, потому что мир – он безличен и ему до личности автора дела нет, миру нужны ИДЕИ! В общем, если Ваш ответ на Ваш же вопрос Вам не понравился, обратитесь к другу, к психологу или сами попробуйте с собой разобраться – обязательно разберитесь, но это уже не про ИДЕЮ проекта, это – немного другое. А в работе над проектом на этой стадии главное – что Ваш ответ оставил живым желание воплотить ИДЕЮ! Чтобы стать живой, она должна воплотиться – то есть, стать достоянием других людей (безусловно, при Вашем авторстве).Поэтому, следующий этап – сопоставить ИДЕЮ и, главное, РЕЗУЛЬТАТ, который получится, когда Вы её воплотите с ценностями людей в той сфере, где она может реализоваться. Например: идея состоит в создании нового сайта общения по каким-то интересам, тогда это – социальная сфера или сфера тех интересов, которые связывают этих людей, ценность результатов их общения. Нужно так ответить на вопрос (ЗАЧЕМ ЭТО ЛЮДЯМ В ЭТОЙ СФЕРЕ и СФЕРЕ ВООБЩЕ?), чтобы ответ Ваш совпал с их интересами и с тем, чего они хотят – они же общаться будут!. Например: ЭТО БУДЕТ ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО И НА ЛЮБИТЕЛЬСКОМ УРОВНЕ ИНТЕРЕСУЮТСЯ СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ и, В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ ОНИ БУДУТ ВЫКЛАДЫВАТЬ РАЗНЫЕ НОВЫЕ РАБОТЫ _ СВОИ И ПОПУЛЯРНЫХ ХУДОЖНИКОВ, ДИСКУТИРОВАТЬ _ КРАСИВО ЭТО ИЛИ БЕЗОБРАЗНО И ЭТО БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ТО, ЧТО В БУДУЩЕМ БУДЕТ СЧИТАТЬСЯ ПРЕКРАСНЫМ, КРАСИВЫМ, НЕ КРАСИВЫМ, КРЕАТИВНЫМ ИЛИ БЕЗОБРАЗНЫМ.

Ответ на этот вопрос - ЗАЧЕМ ЭТО ЛЮДЯМ В ЭТОЙ СФЕРЕ и СФЕРЕ ВООБЩЕ? – это и есть МИССИЯ ПРОЕКТА. То есть, как мы своим проектом влияем на изменения в мире.

Ещё до результата (собственно, чтобы к нему придти) мы во время разработки проекта определяем – как будем реализовывать идею, которая позволит нам выполнять миссию. Мы рисуем ориентиры на карте – намечаем цель, определяем путь и как будем двигаться по этому пути к цели. Этот процесс называется – целеполагание.

Идея – как мечта, существует только в нашей голове. Цель же уже существует, например, в компьютере или на бумаге. Это рисунок, вернее, чертёж мечты. Цель всегда реальна, конкретна, выражена в единицах измерения, доступна и потенциально достижима (сроки). Например, «ДОМ У МОРЯ»- мечта. «КУПИТЬ ИЛИ ПОСТРОИТЬ «ЭТАЖНЫЙ КИРПИЧНЫЙ ДОМ НА БЕРЕГУ ЧЁРНОГО МОРЯ К МАРТУ 2015 ГОДА»

Далее Вы конкретно планируете, как вы будете покупать или строить этот дом. И, если в результате Вы получаете дом, который видели в своём воображении, значит, цель сформулирована правильно, путь достижения, который расписан в плане был выбран точно. Этот проект был жизнеспособен и потому удачно осуществлён.

О результатах:

Результат проекта – это предполагаемые или полученные фактически при апробации качественные и количественные итоговые показатели продуктов деятельности проекта (в стандартных единицах измерения).

Например, результат частично уже описан в предыдущем абзаце про миссию: «В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ ОНИ БУДУТ ВЫКЛАДЫВАТЬ РАЗНЫЕ НОВЫЕ РАБОТЫ _ СВОИ И ПОПУЛЯРНЫХ ХУДОЖНИКОВ, ДИСКУТИРОВАТЬ _ КРАСИВО ЭТО ИЛИ БЕЗОБРАЗНО». Только в проекте надо ещё указать – сколько людей на момент полной реализации проекта входит в сообщество, и описать какие и сколько реальных событий (выставки, дискуссии…) произошло за время проекта, показать – продемонстрировать – какие работы сообщество определяет как предметы искусства, а какие признаны плагиатом или слабой попыткой ремесленника создать шедевр»

Далее в Положении следует раздел «О соотнесении идеи проекта к сфере, в которой он реализован». В данном разделе декларируется конфигуратор Форума в применении к пяти сферам, в которых могут быть разработаны и реализованы проекты участников. В нашу статью мы включаем фрагмент раздела с целью показать, как представлен конфигуратор на примере одной сферы:

«Наука.

Современный толковый словарь: НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки

Научным называется проект, идея которого может рассматриваться как пространство/деятельность по выработке и теоретической систематизации знаний, как поучающее, дающее жизненный опыт с научной точки зрения, носящее исследовательский характер по отношению к предмету исследования.

Целями и задачами научных проектов могут быть:

- совершенствование каких-либо теорий (путём изучения особенностей и факторов формирования, функционирования и развития предметов исследования в определённых условиях),

- разработки методик, методологических и теоретических обоснований,

- проведение сравнительных анализов и построение прогнозов развития чего-либо (аналитическое, прогностическое сопровождение процессов);

- новые подходы к исследованиям;

- изучение объектов с целью создания баз данных информационных ресурсов и пр.

Предметы исследования при этом могут быть совершенно разными – от профессиональных качеств личности (психология: тестирование) и новых форматов социологических исследований (социология) до способа выведения каких-то новых сельскохозяйственных культур (биология, химия)

Результат научного проекта представляет собой научную ценность (определённым образом способствует развитию данной области науки)».

Далее в Положении о Форуме проектов размещён раздел

«Регламент организации и проведения Форума проектов», в котором подробно описан режим работы Форума и правила взаимодействия участников.

«…Проекты презентуются участниками фестиваля - членами команд(ы) - (2 проекта от каждой школы-участника)

в очередности, определённой во время жеребьевки на церемонии Открытия РЦБ.

Автор проекта имеет право ознакомиться с Положением о Форуме проектов.

Автор имеет право выстроить структуру и содержание проекта и защиты проекта на своё усмотрение.

Автор проекта обязан следовать правилам процедуры защиты, представленным настоящим Положением

(определения по жребию порядка выступающих, время защиты с учётом ответов на вопросы, критерии оценки).

Для представления и защиты каждому участнику даётся 10минут (включая время для ответов на вопросы жюри и зала)…»

Выше представленное (не в полном объёме) Положение было сформировано на основании:

  1. выявленных интересов учащихся – участников Форума проектов в 2011году. Авторы и организаторы применили классический метод исследования, наблюдения и проблемно-исследовательский метод. В итоге, когда на первом году реализации проекта организаторы не предъявляли к участникам определённых требований за исключением требований к качеству презентаций своих проектов, были представлены более тридцати учебных проектов школьников. Проекты были представлены в качественных презентациях, демонстрирующих хорошо развитые ИТ-навыки, но по содержанию больше определялись как рефераты по определённым предметам школьной программы. Образование, наука, социум и бизнес – направления, с которыми участники пытались связать свои работы. Однако среди представленных на Форуме защит выявилась острая потребность учителей и учащихся в знаниях о проектах и проектной деятельности.

  2. по итогам проведения анализа первого года реализации проекта, авторы в сотрудничестве с педагогами участников разработали конфигураторы проекта и критерии оценки компетенций участников. Положение было представлено учреждениям – потенциальным участникам Форума как инструмент куратора проекта и участника проекта для качественной подготовки.

  3. Форум проектов 2012 г таким образом, показал, что данное Положение и система подготовки являются инструментами, позволяющими сформировать проектное мышление. На Форум было представлено около тридцати полноценных, действительно авторских проектов учащихся в направлении развития образования, науки, культуры, бизнеса, социальной сферы, получивших высокую оценку экспертов. Представленные проектные материалы и видеозаписи защит участников позволяют считать данную методику эффективной.

Эффективность специалиста на рабочем месте зависит не только от полученного им образования и имеющегося опыта, но и от других факторов. Например, важными компонентами эффективности выступает широкий умственный кругозор и способность к предвидению, развитый эмоциональный интеллекти ряд других показателей личностного развития. Защитить проект на Форуме – это не только сформулировать свою идею, но и доказать её ценность – для себя и для общества, аргументировать её жизнеспособность, отражая порой каверзные вопросы компетентного жюри и оппонентов. Таким образом, в процессе реализации данного проекта мы создаём пространство для формирования основных предпринимательских компетенций, компетенций современного индивидуума, способного полноценно жить и развиваться в сложном современном мире.

Профессионально-ориентированная деятельность в учебном процессе как способ формирования умений, навыков и опыта деятельности в рамках ключевой компетентности, требует распредмечивать конечный продукт обучения на функциональные компоненты, которые можно параллельно или поэтапно осваивать.

С этой целью необходимо оптимизировать содержание учебного курса и уйти от избыточных затрат усилий преподавателя, учащегося и учебного времени путем оптимизации этих усилий. Оптимизация учебного курса начинается с оптимизации содержания обучения.

Обращаясь к научным работам представителей современной философии образования, мы солидарны с авторами в том, что «даже самый изощренный и перенасыщенный техническими средствами процесс только тогда имеет какой-либо смысл, если заранее известно, во имя чего этот процесс осуществляется, каковы его ближние и дальние цели, каким видится ожидаемый результат…».

В 2012 году Форум проектов охватил пять городов Казахстана, в том числе южную столицу. Три проекта участников ГУ КР ШГ № 54 имени И.В. Панфилова г. Алматы заняли призовые места и получили высокие оценки экспертов. Векторы дальнейшего развития идеи Форума проектов определит новый 2013й год. 27-28 марта 2013г в г.Астане в рамках Международного фестиваля учащихся Открытого молодёжного университета «Цифровой Бум» пройдёт уже третий Форум проектов. Кураторами проектов учащихся в процессе разработки и реализации, сопровождающими команд-участников школ на Фестивале выступали студенты волонтёры вузов и студенты, осуществляющие свою деятельность в бизнес-инкубаторах вузов.

Литература

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

  • Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Востриков А.А. Авторская модель. Монография. Изд-во «Продуктивная педагогика», Томск, 2006, - 218 с.

  • Практический интеллект / Стернеберг Р.Дж., Форсайт Дж. Б., Хедланд и др.; Пер. с англ. К. Щукина, Ю. Буткевича. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

  • Новые педагогические и информационные технологии в системе / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999.

  • Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). Гершунский Б.С. - М., 1997.-697с.

Библиографическая ссылка

Макарова Е.Е., Суркова Н.А Форум проектов как результат апробации нового метода обучения проектной деятельности // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/7205 (дата обращения: 20.04.2024).



Сертификат Получить сертификат