Заочные электронные конференции
 
     
Имидж преподавателя как фактор мотивации студентов
Астраханцева Е.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Имидж преподавателя как фактор мотивации студентов

Астраханцева Е.В., к.юр.н., советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

Современное состояние высшего образования диктует необходимость поиска новых путей решения проблем повышения эффективности обучения, подготовки специалиста, востребованного на рынке труда. Процессы модернизации образования и развития рынка образовательных услуг предъявляют на сегодняшний день высочайшие требования к преподавателю как носителю знаний и субъекту образовательного процесса. Профессиональные навыки сами по себе еще не обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности.

Имидж преподавателя является тем важным субъективным фактором, который определяет эффективность всей учебно-воспитательной работы вуза. Он проявляется и в повседневном взаимодействии, сотрудничестве, общении преподавателя со студентами, и в организации различных видов их аудиторной и внеаудиторной деятельности, а также в стиле взаимоотношения преподавателя с педагогическим коллективом. Учитывая, что имидж - это то представление, которое человек создает сам о себе и которое выступает как внешнее отражение этой личности, как показатель его деловых и человеческих качеств, проблема изучения имиджа преподавателя вуза приобретает все большее значение.

В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что имидж преподавателя способен заметно повлиять на отношение студентов к преподаваемому предмету. Рассчитывать только на то, что само положение преподавателя вуза будет полностью определять его влияние на студентов, сегодня не приходится. Возможность создания собственного имиджа, в основании которого лежат достижения современной психологии и педагогики, полностью находится в руках преподавателя. Об имидже преподавателя и его роли в развитии мотивации студентов последнее время говорят все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидной. Между тем у большинства современных преподавателей уровень знаний в рассматриваемой области крайне низок, что значительно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свою инициативу.

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо, определенным образом влияющий на поведение и отношение личности к его носителю. Слагаемыми имиджа являются внешний вид (умение одеваться и наносить макияж, подбирать прическу), жесты, манеры поведения, позы, походка, особенности речи.

Основными психолого-педагогическим качествам имиджа преподавателя, являются: визуальность – внешняя привлекательность; красноречивость – умение в совершенстве владеть своим словом; коммуникабельность – умение быстро устанавливать контакт с людьми; эмпатичность – умение сопереживать, улавливать настроение людей; стрессоустойчивость – умение переключаться и управлять своими эмоциями.

Цель нашего эмпирического исследования - выявить особенности имиджа преподавателя ВУЗа, определяющие положительное отношение студентов к изучаемому предмету.

Для реализации данной цели на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения собственного педагогического опыта нами определены составляющие имиджа преподавателя ВУЗа и разработаны их характеристики (таблица 1).

Таблица 1. «Составляющие имиджа преподавателя ВУЗа»

 

Составляющие имиджа

Характеристика

1. Внешний вид

- привлекательная внешность

Правильные черты лица, пропорциональное телосложение, здоровая кожа, отсутствие грубых дефектов внешности

- опрятность в одежде

Одежда преподавателя чистая, выглаженная, присутствуют все необходимые элементы (пуговицы, замки, застежки и т.д.)

- «вкус» в одежде

Сочетание отдельных элементов по цвету, стилю, соответствие внешним данным и возрасту

- оригинальность в одежде

Наличие ярких, необычных запоминающихся элементов (часы, украшения и т.д.)

2. Стиль одежды

Классический

Классический деловой костюм строгого покроя

Спортивный

Удобная одежда, например спортивные брюки, трикотажные футболки, юбки, пуловеры и т.д.

Романтический

Кружево, рюши и воланы, длинные многослойные юбки, рубашки с манжетами и кружевным жабо

Авангардный

Джинсы, свитера, сарафаны, нестандартные комплекты, например, платье плюс брюки. Этнические элементы: бахрома, вышивка, бисер и т.д.

Демократический

Уместное сочетание стилей: например классический пиджак или рубашка плюс джинсы, трикотажный свитер плюс брюки классического покроя

3. Особенности мимики и пантомимики

символизирующие «открытость»

Развернутые навстречу собеседнику руки, демонстрация раскрытых ладоней, часто сопровождается поднятием плеч, доброжелательный приветливый взгляд, улыбка

символизирующие «уверенность»

Прямая осанка, плечи расправлены, пальцы рук соединены наподобие купола, подбородок приподнят, строгий, решительный взгляд, энергичная походка

символизирующие «внимание, заинтересованность, одобрение»

Наклон головы набок, сосредоточенное выражение лица, взгляд направлен на собеседника, кивок в знак согласия,

4. Манера поведения и стиль общения

Демонстрирующие уважение преподавателя к себе

Стремление к личностному саморазвитию, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, поведение соответствует убеждениям.

Демонстрирующие профессиональные знания и отношение к преподаваемому предмету

«Знание» своего предмета, эмоциональное изложение материала, множество примеров, практических, творческих заданий, дополнительная информация, стремление к профессиональному саморазвитию

Демонстрирующие уважение преподавателя к студентам

Умение устанавливать и поддерживать контакт со студентами, демократический стиль общения, владение навыками конструктивного общения, внимательность, вежливость, терпимость к мнению, уважение личности студента, педагогический такт

5. Особенности речи

Выразительность

Эмоциональная окраска речи, темп, интонация, паузы

Точность

Соответствие выбора слов смыслу высказывания

Логичность

Последовательность в изложении материала

Образность

Использование примеров, ярких образов, метафор

Доступность

Соответствие особенностям аудитории, ее возможностям понимания

Разнообразие

Разнообразие используемых языковых средств повтор, риторические вопросы, диалог и т.д.

Простота

Отсутствие вычурности, естественность речи

Сжатость

Отсутствие лишних слов, слов-паразитов междометий

Чистота

Отсутствие нелитературных, жаргонных слов

Правильность

Ударение, выбор грамматических форм и конструкций

По результатам эмпирического изучения имиджа преподавателя ВУЗа как фактора мотивации студентов, мы сделали следующие выводы:

На первое место по степени влияния на интерес к изучаемому предмету большинство студентов поставили такой фактор как «интерес к соответствующей области знаний, сформировавшийся до поступления в ВУЗ». Второе место занимает фактор «преподаватель, его профессиональные и личные качества, отношение к предмету». Третье место отведено фактору «новизна, необычность предмета, желание узнать новое». На четвертом месте - «возможность проявить себя, свои способности». Фактор «понимание важности знаний по данной дисциплине для будущей профессиональной деятельности или повседневной жизни» наименее значим для студентов в аспекте влияния на мотивацию к изучению предмета.

Для большинства студентов первое место по степени влияния на интерес к изучаемому предмету занимает манера поведения и стиль общения преподавателя. Второе место занимает такая составляющая имиджа преподавателя как «особенности речи». Третье место отведено внешнему виду преподавателя. На четвертом месте - стиль одежды преподавателя. Особенности мимики и пантомимики преподавателя, по мнению студентов, наименее значим в аспекте влияния на мотивацию к изучению предмета.

Наибольшее влияние на интерес к преподаваемому предмету влияют такие характеристики внешнего вида преподавателя как «вкус» в одежде и «привлекательная внешность». «Опрятность в одежде» и «оригинальность в одежде» не являются определяющими в аспекте мотивации студентов.

Оценивая стиль одежды преподавателя по степени влияния мотивацию, студенты отдают предпочтение демократическому, классическому и спортивному стилям. Наименьшим мотивационным потенциалом, по мнению студентов, обладает романтический стиль.

Наибольшим мотивационным потенциалом, по мнению студентов, обладают особенности мимики и пантомимики преподавателя, символизирующие уверенность. Особенности мимики и пантомимики преподавателя, символизирующие «внимание, заинтересованность, одобрение» и «открытость» не являются значимыми для студентов.

Наибольшее влияние на мотивацию студентов оказывает манера поведения и стиль общения преподавателя, демонстрирующая профессиональные знания и отношение к преподаваемому предмету. Также значимыми для студентов являются манера поведения и стиль общения преподавателя, демонстрирующие уважение к студентам и уважение преподавателя к себе.

Наибольшее влияние на мотивацию студентов оказывают такие особенности речи преподавателя как «выразительность», «образность», «доступность», «простота», «логичность», «сжатость» и «чистота». Меньшим мотивационным потенциалом обладают, по мнению студентов точность и правильность речи преподавателя.

Библиографическая ссылка

Астраханцева Е.В. Имидж преподавателя как фактор мотивации студентов // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/7218 (дата обращения: 19.04.2024).



Сертификат Получить сертификат