Имидж преподавателя как фактор мотивации студентов
Астраханцева Е.В., к.юр.н., советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)
Современное состояние высшего образования диктует необходимость поиска новых путей решения проблем повышения эффективности обучения, подготовки специалиста, востребованного на рынке труда. Процессы модернизации образования и развития рынка образовательных услуг предъявляют на сегодняшний день высочайшие требования к преподавателю как носителю знаний и субъекту образовательного процесса. Профессиональные навыки сами по себе еще не обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности.
Имидж преподавателя является тем важным субъективным фактором, который определяет эффективность всей учебно-воспитательной работы вуза. Он проявляется и в повседневном взаимодействии, сотрудничестве, общении преподавателя со студентами, и в организации различных видов их аудиторной и внеаудиторной деятельности, а также в стиле взаимоотношения преподавателя с педагогическим коллективом. Учитывая, что имидж - это то представление, которое человек создает сам о себе и которое выступает как внешнее отражение этой личности, как показатель его деловых и человеческих качеств, проблема изучения имиджа преподавателя вуза приобретает все большее значение.
В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что имидж преподавателя способен заметно повлиять на отношение студентов к преподаваемому предмету. Рассчитывать только на то, что само положение преподавателя вуза будет полностью определять его влияние на студентов, сегодня не приходится. Возможность создания собственного имиджа, в основании которого лежат достижения современной психологии и педагогики, полностью находится в руках преподавателя. Об имидже преподавателя и его роли в развитии мотивации студентов последнее время говорят все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидной. Между тем у большинства современных преподавателей уровень знаний в рассматриваемой области крайне низок, что значительно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свою инициативу.
Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо, определенным образом влияющий на поведение и отношение личности к его носителю. Слагаемыми имиджа являются внешний вид (умение одеваться и наносить макияж, подбирать прическу), жесты, манеры поведения, позы, походка, особенности речи.
Основными психолого-педагогическим качествам имиджа преподавателя, являются: визуальность – внешняя привлекательность; красноречивость – умение в совершенстве владеть своим словом; коммуникабельность – умение быстро устанавливать контакт с людьми; эмпатичность – умение сопереживать, улавливать настроение людей; стрессоустойчивость – умение переключаться и управлять своими эмоциями.
Цель нашего эмпирического исследования - выявить особенности имиджа преподавателя ВУЗа, определяющие положительное отношение студентов к изучаемому предмету.
Для реализации данной цели на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения собственного педагогического опыта нами определены составляющие имиджа преподавателя ВУЗа и разработаны их характеристики (таблица 1).
Наклон головы набок, сосредоточенное выражение лица, взгляд направлен на собеседника, кивок в знак согласия,
4. Манера поведения и стиль общения
Демонстрирующие уважение преподавателя к себе
Стремление к личностному саморазвитию, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, поведение соответствует убеждениям.
Демонстрирующие профессиональные знания и отношение к преподаваемому предмету
«Знание» своего предмета, эмоциональное изложение материала, множество примеров, практических, творческих заданий, дополнительная информация, стремление к профессиональному саморазвитию
Демонстрирующие уважение преподавателя к студентам
Умение устанавливать и поддерживать контакт со студентами, демократический стиль общения, владение навыками конструктивного общения, внимательность, вежливость, терпимость к мнению, уважение личности студента, педагогический такт
Соответствие особенностям аудитории, ее возможностям понимания
Разнообразие
Разнообразие используемых языковых средств повтор, риторические вопросы, диалог и т.д.
Простота
Отсутствие вычурности, естественность речи
Сжатость
Отсутствие лишних слов, слов-паразитов междометий
Чистота
Отсутствие нелитературных, жаргонных слов
Правильность
Ударение, выбор грамматических форм и конструкций
По результатам эмпирического изучения имиджа преподавателя ВУЗа как фактора мотивации студентов, мы сделали следующие выводы:
На первое место по степени влияния на интерес к изучаемому предмету большинство студентов поставили такой фактор как «интерес к соответствующей области знаний, сформировавшийся до поступления в ВУЗ». Второе место занимает фактор «преподаватель, его профессиональные и личные качества, отношение к предмету». Третье место отведено фактору «новизна, необычность предмета, желание узнать новое». На четвертом месте - «возможность проявить себя, свои способности». Фактор «понимание важности знаний по данной дисциплине для будущей профессиональной деятельности или повседневной жизни» наименее значим для студентов в аспекте влияния на мотивацию к изучению предмета.
Для большинства студентов первое место по степени влияния на интерес к изучаемому предмету занимает манера поведения и стиль общения преподавателя. Второе место занимает такая составляющая имиджа преподавателя как «особенности речи». Третье место отведено внешнему виду преподавателя. На четвертом месте - стиль одежды преподавателя. Особенности мимики и пантомимики преподавателя, по мнению студентов, наименее значим в аспекте влияния на мотивацию к изучению предмета.
Наибольшее влияние на интерес к преподаваемому предмету влияют такие характеристики внешнего вида преподавателя как «вкус» в одежде и «привлекательная внешность». «Опрятность в одежде» и «оригинальность в одежде» не являются определяющими в аспекте мотивации студентов.
Оценивая стиль одежды преподавателя по степени влияния мотивацию, студенты отдают предпочтение демократическому, классическому и спортивному стилям. Наименьшим мотивационным потенциалом, по мнению студентов, обладает романтический стиль.
Наибольшим мотивационным потенциалом, по мнению студентов, обладают особенности мимики и пантомимики преподавателя, символизирующие уверенность. Особенности мимики и пантомимики преподавателя, символизирующие «внимание, заинтересованность, одобрение» и «открытость» не являются значимыми для студентов.
Наибольшее влияние на мотивацию студентов оказывает манера поведения и стиль общения преподавателя, демонстрирующая профессиональные знания и отношение к преподаваемому предмету. Также значимыми для студентов являются манера поведения и стиль общения преподавателя, демонстрирующие уважение к студентам и уважение преподавателя к себе.
Наибольшее влияние на мотивацию студентов оказывают такие особенности речи преподавателя как «выразительность», «образность», «доступность», «простота», «логичность», «сжатость» и «чистота». Меньшим мотивационным потенциалом обладают, по мнению студентов точность и правильность речи преподавателя.
Библиографическая ссылка
Астраханцева Е.В. Имидж преподавателя как фактор мотивации студентов // Международная научно-практическая конференция "Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты".
URL: http://econf.rae.ru/article/7218 (дата обращения: 22.01.2025).