СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ИСТОРИИ
Саксина Н.А., МБОУ СОШ № 6
г. Кстово, Нижегородская обл.
Летом 2012 года председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков выступил с идеей о введении в школьный курс нового предмета «100 лучших фильмов» для учеников 6-7 классов. Результатом обсуждений среди общественности, экспертов и ученых стало составления списка ста лучших фильмов, рекомендованных к изучению в школе.
Инициативу поддержал министр культуры РФ Владимир Мединский, который заметил, что подобные учебные программы существуют во Франции, где законодательно закреплено обязательное изучение в школе некоторых фильмов. Ключевым моментом в развитии данного проекта стала совместная пресс-конференция министра культуры и министра образования и науки РФ, состоявшаяся 17 января 2013 года. Она была посвящена планам введения в школах факультативного курса «100 лучших фильмов». В ходе выступления Дмитрий Ливанов сообщил, что Минобрнауки РФ займется разработкой механизма применения этого нововведения, по результатам чего будут выработаны методические рекомендации для преподавания этого предмета.
Стоит заметить, что у данной инициативы много сторонников и оппонентов. Основной довод противников заключается в том, что в школьной программе отсутствует возможность внедрения дополнительных часов для такого объемного нового предмета без ущерба для существующих. Так, простейшие расчеты показывают, что хронометраж одного фильма составляет в среднем 2,5 академических часа. То есть для того чтобы только просмотреть данные киноленты потребуется в течение трех учебных годов (105 недель), а не двух, как было предложено ранее, заимствовать 3 учебных часа в неделю из школьной программы. А для возможности обсуждения с учениками их мнений об увиденном и формирования у них правильных выводов необходим как минимум еще один час. Таким образом, 4 часа в неделю для изучения нового предмета. К сравнению, на курс истории в 6-7 классах отводится 2 часа в неделю.
Таким образом, возникает физическое противоречие между общим хронометражем предложенных фильмов и ограниченным бюджетом учебных часов для изучения вновь вводимых предметов.
Суть предлагаемого подхода к решению обозначенной выше проблемы заключается в том, что использовать данную базу фильмов в сетке расписания можно не в полном хронометраже, а интегрируя отрывки из рекомендованных кинолент в уроки существующих предметов, например в курс истории. С этих позиций был проведен анализ списка фильмов,рекомендованных для изучения в школе. Было установлено, что более двадцати фильмов из предложенной сотни относятся к разряду исторических, то есть могут быть использованы в ходе уроков истории. Так же есть фильмы, снятые по литературным произведениям, входящим в обязательную программу курса литературы. Сам министр культуры в одном из своих выступлений заметил, что «никто лучше учителя истории не проведет урок по фильму "Александр Невский" или учитель литературы - по "Анне Карениной"».
Примером такого интегративного подхода при преподавании курса истории может служить продемонстрированный отрывок из фильма «Александр Невский» (С. Эйзенштейн, 1938), где главный герой выступает с призывом к воинам перед предстоящим боем. Длительность отрывка составляет всего лишь 25 секунд, но как красноречиво произнесены слова, с какой любовью главный герой относится к своей Родине и как непреклонен он по отношению к её врагам. Несколько секунд кинофрагмента можно использовать как способ концентрации внимания детей во время урока, приём вовлечения их в дальнейшую аналитическую работу над фрагментом. В данном случае, здесь проявляется этап вызова, являющегося основой при развитии критического мышления. Далее детям предлагается обсудить, какой этап Российской истории представлен в данном видеофрагменте, кто мог бы произнести слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»; кому они могли бы быть адресованы. Видеофрагмент передаёт не только историческую эпоху, но также и качества личности. Целесообразно спросить у детей, какими чертами характера мог обладать главный герой, как он относится к своей Родине. Для вовлечения учеников в учебный процесс учитель также может прибегнуть к опросу детей с целью выяснить, как подействовала речь главного героя на них самих, какие чувства вызвала, воодушевило ли их выступление героя, готовы ли они были присоединиться к нему. Таким способом учителю удается вовлечь учеников в учебный процесс, почувствовать самим трагичность тех событий и важность момента в судьбе Отечества, привить любовь к своей Родине, к истории своего государства и мотивировать детей на изучении курса истории. Следует заметить, что автор использует видео фрагменты не только из списка фильмов, рекомендованных министерством культуры.
Благодаря такому методу у учеников вырабатываются:
- способности анализировать видеоматериал;
- способности сопоставлять увиденное с ранее услышанным (пройденным) устным материалом;
- умение устанавливать причинно-следственные связи и т.д.
Также учитель в ходе урока упоминает, из какого фильма был использован эпизод и предлагает уже увлекшимся ученикам посмотреть киноленту полностью в личное время, тем самым частично решая вопрос изучения рекомендованных к просмотру фильмов.
Проведенный эксперимент, с использованием данной методики, на уроках истории в 6-7 классов показал, что у учеников повысилась мотивация к изучению предмета, активизировалась их работа на уроках, улучшилось качество обучения, а успеваемость повысилась на 37%.
Таким образом, данный интегративный подход при изучении курса истории в тесном переплетении с предлагаемым факультативным курсом «100 лучших фильмов» позволяет получить синергический эффект, существенно повышая эффективность вовлечения детей в образовательный процесс.
Литература
1. Проект списка «100 фильмов». Официальный сайт министерства культуры. URL: http://mkrf.ru/press-tsentr/novosti/spisok.php (дата обращения: 07.03.2013)
Библиографическая ссылка
Саксина Н.А. СИНЕРГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ИСТОРИИ // ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ.
URL: http://econf.rae.ru/article/7505 (дата обращения: 07.12.2024).