советник Российской Академии Естествознания, член Европейской Академии Естествознания и
Российского Философского Общества
юрисконсульт ООО «Ника», г.Казань
ЧЕТВЁРТОЕ И ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В конце XX – начале XXI вв. были провозглашены четвёртое и пятое поколения прав человека, которые определили новый вектор развития человеческой цивилизации, предусматривающий духовное и нравственное возрождение человечества.
Ключевые слова: Любовь, человек, Душа, Дух, права человека.
In the end of XX - beginning of XXI centuries were declared a fourth-and fifth-generation rights, which define a new vector of development of human civilization, providing spiritual and moral regeneration of mankind.
Keywords: Love, the person, Soul, Spirit, human rights.
Прежде, чем объединяться, и для того,
чтобы объединиться, мы должны сначала решительно
и определенно размежеваться.
Ленин В.И.
Анализ становления прав человека показывает, что основу современной цивилизации до конца прошлого столетия составляли три поколения прав человека, которые были провозглашены в ходе буржуазных революций. К ним относят гражданские, политические, экономические и социальные права и свободы человека и гражданина. Как нами отмечалось, это права телесной сущности человека или права тела.
На этом фоне назрел вопрос рассмотрения теории прав человека с позиции душевной (нравственной) и духовной его сфер.
Российская юриспруденция по-новому взглянула на человека, его материальные и нематериальные блага. Человек стал рассматриваться не только как материальный носитель телесный прав, но и как духовно-нравственная сущность, которой принадлежит определённый набор прав и свобод.
В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [3,с.5-6].
К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека – Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [2,с.123-135].
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
Некоторые авторы предлагают называть Божественные права и свободы человека просто природными правами [2,с.36].
Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
Впервые в современной теории прав человека появилось право человека на Любовь и право человека на рождение в Любви, что стало новшеством в современной юриспруденции.
Как отмечает по этому поводу Б.Н.Соваков, «делается своевременная попытка осмыслить божественную основу для толкования человеческой свободы как свободы личности, усмотреть её правовые основы.
С этой целью делается сопоставление юридического, философского и богословского определений свободы, и далее делается выход на категорию любви, как субстанции того, что реализуется через свободу, и что роднит между собой столь разные на первый взгляд её определения» [2,с.25].
Любовь в России была признана главной общечеловеческой Ценностью [6,с.373-377].
Любовь стали относить не только к нравственной и духовной категориям (религиозной и философской), но и к правовой (юридической) категории, что является новым для отечественной и мировой юриспруденции.
Любовь является правовой ценностью и относится к главному источнику права [5,с.25-30].
Любовь – основа национальной и мировой духовно-нравственной культуры [7,с.143-146].
Любовь как общечеловеческая ценность и национальная идея нашей страны была уже заложена в Конституцию Российской Федерации, из преамбулы которой следует, что наши предки передали нам такие ценности, как Любовь, которая является основной ценностью пятого поколения прав человека, а также уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость [8].
С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. (Декларация Любви), которая нормативно закрепила вышеперечисленные права [1].
Указанная Декларация относится к одному из источников права – к договору нормативного содержания, носящего всемирный и надгосударственный характер [4,с.60-65].
Согласно экспертному заключению Департамента образования города Москвы, открытие четвёртого и пятого поколения прав человека и Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека ориентированы на органическое сочетание различных сторон человеческого сознания и деятельности, достижения синтеза духовно-нравственной и научной сфер в жизни человека и общества [2,с.29-30].
Благодаря открытию четвёртому и пятому поколениям прав человека в юридическую науку были введены понятия «Любовь», «дух», «душа», «пространство души», «Пространство Любви», «духовное пространство» и другие, связанные с духовной сущностью человека.
Можно сказать, что открытые четвёртого и пятого поколений прав человека сгармонировали и сбалансировали существующие три поколения прав человека, а точнее – Запад и Восток.
Открытие четвёртого и пятого поколений прав человека – это духовно-нравственная потребность современной человеческой цивилизации, чтобы выжить.
Четвёртое и пятое поколения прав человека стали катализатором нового этапа духовно-нравственного развития человека, дав ему совсем новый вектор.
Список литературы
1. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека/С.И.Ивентьев. – Бугульма: НО «ФӘН-НАУКА», 2011. – 25с.
2.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. – Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. – 357с.
3.Ивентьев С.И.Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина». – Казань: ТИСБИ, 1999. 2 сентября. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://iventev.narod.ru/; переизд. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 143с.
4.Ивентьев С.И.Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права//Науковi пiдсумки/Збiрка наукових праць. – Киев: НАИРА, 2010. – С.60-65.
5.Ивентьев С.И.Любовь как главная правовая ценность//Социально-политические и культурные проблемы современности. Сборник статей/Под ред.А.В.Головина, Д.С.Петрова. – Алейск, Барнаул: Изд-во «Сизиф» Д.С.Петрова, 2011. – Вып.2. – С.25-30.
6.Ивентьев С.И.Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека//Система ценностей современного общества. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – С.373-377.
7.Ивентьев С.И.Любовь как основа национальной и мировой духовно-нравственной культуры//Духовно-нравственная культура как фактор модернизации российского общества XXI века (Третьи Хайкинские чтения): материалы Международной научно-практической конференции 23 ноября 2012 года / отв.ред.: Н.В.Медведев, Н.М.Аверин; М-во обр. и науки РФ [и др.]. Тамбов: Издательский дом ТГУ им.Г.Р.Державина, 2013. – С. 143-146.
8.Конституция РФ//Российская газета, 25.12.1993.
Библиографическая ссылка
Ивентьев С.И. ЧЕТВЁРТОЕ И ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДУХОВНОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/8016 (дата обращения: 22.11.2024).