Развитиепрофессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза
Подготовка студентов к педагогической деятельности в условиях возрастающих требований к их профессиональным знаниям, практическим умениям и личностным качествам невозможна без целенаправленной и систематической работы по развитию у них профессионально-педагогической направленности.
К явлению направленности личности впервые обратился С.Л. Рубинштейн, рассматривая ее как «совокупность “динамических тенденций”, выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит перед собой человек»1
В психолого-педагогической науке до сих пор нет общепринятого определения понятия «направленность». Оно определяется как совокупность взглядов, идей, убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно сложных и важных целей; как целостная система установок, побуждений, определяющих избирательность отношений, ценностных ориентаций личности, доминирующих мотивов личности, определяющих ее отношение к действительности. Несмотря на такое разночтение понятия «направленность», можно заключить, что именно она определяет стойкое отношение человека к окружающей действительности, позволяет сделать свой профессиональный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни.
С понятием общей направленности личности тесно связано понятие «профессионально-педагогическая направленность», под которым мы понимаем избирательное отношение к педагогической профессии, интерес к профессии учителя, ответственное отношение будущего учителя к своим педагогическим обязанностям.
В своих работах Н.В. Кузьмина неоднократно подчеркивала, что профессионально-педагогическая направленность является необходимым условием положительного отношения учителя к своей профессии и выступает как движущая сила развития педагогических способностей, как одна из предпосылок достижения педагогического мастерства2. Она развивается на базе теоретических знаний, получаемых при изучении педагогических дисциплин и подкрепляется собственным педагогическим опытом.
В декабре 2008 года нами было проведено исследование, целью которого было определение уровня профессиональной направленности студентов, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней. В тестировании приняли участие студенты 5 курса факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета (всего выборка составила 63 человек, из них 31 юноша и 32 девушки, что составляет 49,2% и 50,8% соответственно). Студентам был предложен тест, содержащий 20 суждений, предполагающих четыре варианта ответа: «верно»; «пожалуй, верно»; «пожалуй, неверно»; «неверно». Такой расширенный вариант ответов позволяет снять риск затруднений студентами при выборе ответа.
Анализируя полученные ответы студентов, можно сделать следующие выводы:
54,4% студентов находятся на низком уровне профессиональной направленности. Их поступление в вуз обусловлено не интересом к будущей специальности, желанием работать в школе учителем, а другими причинами, например, подчинением требованиям родителей; желанием получить диплом о высшем образовании и др. Студенты не видят ничего хорошего для себя в будущей профессии, приобретаемая профессия им малоинтересна и при возможности хотят сменить профессию.
15, 6% студентов занимают средний уровень. Это группа студентов еще не приняла однозначного решения: быть или не быть учителем. Многое в педагогической деятельности для них привлекательно, нравится работать с детьми, имеется собственный взгляд на школу, но социальная незащищенность учителя в обществе вызывает вполне оправданный страх за профессиональное будущее.
Только 30,0% студентов находятся на высоком уровне. Студентам этой группы нравится профессия учитель. В будущем они планируют работать в школе, считают профессию учителя делом своей жизни. Имеют круг знакомых и друзей, занимающихся проблемами школьного образования.
Таким образом, меньше чем у половины опрошенных сформировано важное качество личности – направленность как результат доминирующих мотивов, стремлений, позитивных отношений и интересов к профессии педагога. В то же время как более половины студентов идет в педагогические вузы не по призванию.
Именно поэтому, первостепенной задачей педагогического образования становится пробуждение у студентов интереса, развитие позитивных мотивов к педагогической деятельности.
Высокая общая культура, высокоразвитые нравственные качества (убежденность, принципиальность, добросовестность, гуманность, честность и др.), добрая и любящая детей душа, способность принимать самостоятельные решения и нести за них персональную ответственность, деловитость, целеустремленность, постоянное стремление к самосовершенствованию, потребность быть педагогом-исследователем, творцом – необходимые профессиональные и личностные качества и свойства современного педагога.
Не менее важными для успешной деятельности педагога являются качества педагога-профессионала и, прежде всего, его профессиональные знания, личное педагогическое творчество, развитые коммуникативные, умения, то есть все те качества, наличие которых у учителя дает нам право говорить о его профессионально-педагогической компетентности. Быть компетентным, значит уметь разбираться в современных достижениях психолого-педагогической мысли, передовом педагогическом опыте, уметь применять собственные знания и педагогический опыт своих коллег в практической деятельности с учащимися, тем самым, совершенствуя образовательный процесс и повышая его эффективность и качество.
Безусловно, в полной мере качества педагога могут проявляться и развиваться только в деятельности. Наличие у педагога определенных умений, проявляющихся в педагогической деятельности, является важной и необходимой составляющей профессионально-педагогической направленности. Самая хорошая теоретическая подготовка без развитых педагогических способностей, сформированных профессиональных умений, обеспечивающих практическую реализацию накопленных знаний в работе с учащимися, останется лишь ненужным грузом неиспользованных знаний.
По мнению многих ученых, профессионально-педагогические умения следует рассматривать как совокупность правильно выполняемых, как операционально, так и по содержанию, эвристических умственных и практических действий субъектом педагогической деятельности при решении педагогических задач, обеспечивающих достижение высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Обобщая различные подходы к определению педагогических умений, можно выделить следующие умения: 1) гностические умения; 2) проектировочные умения; 3) конструктивные умения; 4) организаторские умения; 5) перцептивные умения; 6) коммуникативные умения; 7) исследовательские умения.
Особое внимание в последнее время уделяется значению и развитию перцептивно-рефлексивных способностей педагога, в которых проявляется чувство объекта, чувство меры и такта.
С нашей точки зрения, содержание педагогической направленности образовательного процесса в сфере подготовки студента к работе в школе составляет систему связей содержания изучаемых дисциплин и внеаудиторной работы с конкретными задачами воспитания, обучения и развития и совокупностью средств, направленных на формирование личности будущего учителя.
Подготовка студентов к профессиональной деятельности не ограничивается формированием комплекса необходимых профессиональных качеств и совокупности умений и навыков, а ставит задачу постоянного накопления опыта творческого решения коммуникативных и дидактических задач, постоянного повышения уровня познавательной и организационной самостоятельности в учебной деятельности, а также в процессе самообразования. Умению эффективно решать педагогические задачи можно научить студентов только путем обучения способам выполнения умственных и практических действий. Опираясь на имеющиеся знания и субъектный опыт, они теоретически соотносят средства, предмет и предполагаемый результат своего действия и переносят его в практическую деятельность учителя.
В развитии профессионально-педагогической направленности будущего учителя существенная роль принадлежит педагогической практике, цель которой развитие профессиональных интересов, профессионального мышления, практических навыков работы в образовательных учреждениях.
Таким образом, устойчивость профессионально-педагогической направленности определяется постоянством интересов и профессиональных потребностей, а ее интенсивность проявляется в активности учителя при выполнении своих профессиональных обязанностей.
1 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии В 2 т. /С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика. – Т.1. – 1989. – С. 119.
Елагина Вера Сергеевна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕ¬СКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/4474 (дата обращения: 23.12.2024).